22.06.2011 00:55
Власть

Конституционный суд разъяснил особенности рассмотрения дел против судей

Конституционный суд разъяснил, как поступать с провинившимся коллегой
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №132 (5508)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня "Российская газета" публикует очень интересное решение Конституционного суда. И хотя формально оно касается только людей в мантиях - судей, но уверена, это решение будет полезно и для тех, кто сталкивается с коррупцией в судах.

В Конституционный суд обратился судья в отставке Ворошиловского районного суда Ростова-на-Дону Игорь Аносов. Его дело суд рассмотрел еще в апреле. Но подготовлено постановление только сейчас.

Экс-судью районного суда обвинили в получении взятки. По версии следствия, летом 2009 года к судье Аносову поступил иск к районной администрации. Некая гражданка требовала признать право собственности на самовольно построенный дом. Рассматривая дело, судья потребовал за положительное решение 100 тысяч рублей. Истец согласилась, но деньги попросила в правоохранительных органах.

При получении части суммы Аносов был задержан сотрудниками УФСБ по Ростовской области в своем рабочем кабинете и с поличным. Пока шло следствие, Аносов уволился.

В Конституционном суде бывший судья просил проверить на соответствие Конституции законы "О статусе судей в РФ" и "Об оперативно-розыскной деятельности". Дело в том, что судебная коллегия Краснодарского краевого суда лишила Аносова судейской неприкосновенности.

Именно это позволило оперативникам собрать против судьи доказательства и возбудить уголовное дело. Аносов посчитал, что закон, примененный в его деле, противоречит Конституции. В понимании судьи вопрос о лишении его неприкосновенности должен был рассматривать не краевой, а Ростовский областной суд.

По мнению Управления ФСБ по Ростовской области, их обращение именно в краевой суд было обусловлено тем, что судья имел непосредственное отношение к судейскому корпусу Ростова-на-Дону, соответственно, рассмотрение ходатайства в Ростовском областном суде могло препятствовать сохранению конфиденциальности информации.

По решению Конституционного суда, права на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и телефонных переговоров гарантированы Конституцией РФ. Ограничение этих прав возможно лишь на основании судебного решения.

Право на судебную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации. Передача дела из одного суда в другой без достаточных оснований и во внесудебной процедуре запрещена. Вместе с тем закон предусматривает и исключения из общего порядка.

Специфика оперативно-розыскной деятельности предполагает конспирацию, соблюдение гласных и негласных методов и средств. Особое значение, по мнению суда, имеет обеспечение тайны информации о планируемых мероприятиях в отношении человека, подозреваемого в подготовке или совершении преступления. Если обращение за разрешением на проведение оперативно-розыскных мероприятий в конкретный суд влечет реальную угрозу нарушения режима секретности, то рассмотрение этого вопроса может быть возложено на другой суд, помимо прямо указанного в законе.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела решает председатель вышестоящего суда или его заместитель.

Председатель Верховного суда РФ или его заместитель определяют суд, который рассмотрит вопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи, если необходимо обеспечить их негласный характер.

Для решения вопроса о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи районного суда равнозначный суд определяет председатель Верховного суда РФ или его заместитель.

Органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, не вправе самостоятельно определять суд, в котором подлежат рассмотрению соответствующие материалы. Соответственно, это законоположение не содержит нормативных предпосылок для нарушения закрепленного Конституцией РФ права каждого человека на судебную защиту.

Законодатель вправе внести в регулирование правил подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении федерального судьи изменения в соответствии с Конституцией и с учетом провозглашенного постановления Конституционного суда Российской Федерации.

В итоге Конституционный суд признал не противоречащими Конституции взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 16 Закона "О статусе судей в РФ" и части первой статьи 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

По конституционно-правовому смыслу этих норм предполагается, что для решения вопроса о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи районного суда, равнозначный суд определяет председатель Верховного суда или его заместитель.

Судебная система Конституционный суд