Принято решение оборудовать эскалаторы петербургского метро специальными устройствами для безопасного спуска инвалидов-колясочников. А пока новую технику не установят, их в подземку не пустят.
О том, как сложно пользоваться общественным транспортом людям, прикованным к коляскам, представители петербургских отделений Всероссийского общества инвалидов говорят уже давно. Автобусы и троллейбусы с низкой платформой ходят редко, а лифт для инвалидной коляски существует лишь на единственной станции метро - "Парнас".
Привлечь внимание к этой проблеме удалось 21-летней петербургской студентке Евгении Гуровой. На днях девушку в инвалидной коляске не пустили в метрополитен, объясняя это тем, что эскалаторы для колясок не приспособлены. Информацию о произошедшем Евгения разместила в Интернете и сделала все для того, чтобы история получила огласку. Вчера об этом написала "Российская газета".
Представители петербургского метрополитена не отрицали факт существования распоряжения об ограничении доступа инвалидов-колясочников в подземку. Официальная причина - заключение завода-изготовителя эскалаторов, согласно которому "безопасное передвижение на колясках невозможно".
Евгении Гуровой такая "забота о безопасности" видится унизительной и нарушающей конституционную статью о свободе передвижения. К ней присоединяются тысячи петербургских инвалидов.
В Смольном на разгорающийся скандал отреагировали оперативно и провели совещание по вопросу транспортного обслуживания инвалидов. В результате комитет по транспорту и начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин получили задание "проработать вопрос проведения открытого конкурса на лучшую конструкторскую идею по разработке технических средств для безопасного передвижения инвалидов на эскалаторах".
Кроме того, принято решение о разработке специальной программы доступа в метро незрячих инвалидов с собаками-поводырями (согласно действующим правилам сейчас в подземку допускаются только мелкие животные в клетках).
Впрочем, инвалиды не спешат радоваться. Когда декларативные заявления пройдут все конкурсные и производственные этапы и превратятся в реальные изменения, - предположить сложно. А до тех пор, пока новое оборудование не установят, доступ колясочников в подземку будет закрыт. Как объясняют в метрополитене, это делается ради блага самих инвалидов - ведь они могут не удержать коляску на эскалаторе и упасть, покалечив и себя, и других пассажиров.
- В Киеве эту проблему решили иначе, - говорит Евгения Гурова. - Там на каждой станции метрополитена есть сотрудники, которые помогают спуститься и подняться с коляской по эскалатору. А то, что делается в Петербурге, выглядит весьма странно. Пока метрополитен героически борется с инвалидами, мне приходится ежедневно добираться до института в коляске и тратить на дорогу полтора-два часа в одну сторону вместо пятнадцати минут на метро...