Московские депутаты планируют бороться со стихийными свалками и нелегальными перевозчиками отходов с помощью системы ГЛОНАСС. Это предложение прозвучало на "круглом столе", который проводили члены комиссии Мосгордумы по экологической политике и представители "мусорного" бизнеса.
Установка на машины специальных датчиков, которые станут отслеживать маршруты их передвижения, продиктована острой необходимостью. Тысячи автомобилей ежедневно везут на полигоны и перерабатывающие заводы десятки тысяч тонн отходов. Но довозят до места далеко не все. Находится немало желающих заключить договор на вывоз мусора, пообещать, что он будет доставлен на цивилизованный полигон, а затем сбросить его в укромном месте, сэкономив на плате официальным приемщикам отходов. Денег оседает в карманах таких предприимчивых "грязных" дельцов немало. Например, в одной из фирм, которая занимается мусорным бизнесом, корреспонденту "РГ" сказали, что готовы вывезти 8 кубических метров отходов (4,5 тонны) за 3 тысячи рублей, 20 - 28 кубических метров (12 тонн) - за 7 тысяч рублей и больше, все зависит от удаленности места сброса. Больше трети из этих сумм надо заплатить на полигоне. Поскольку контроля нет, у некоторых водителей и возникает соблазн прикарманить деньги. Свалив тонны грязи в лесочке, они возвращаются за очередной партией. И не задумываются, какой вред наносят экологии. Между тем, в землю просачиваются вредные вещества, которые образуются в процессе разложения мусора. Есть немало веществ, которые и вообще не разлагаются. Такие "мусорные пятна" разрастаются на сотни метров и убрать их потом стоит очень дорого - десятки миллиардов рублей.
Найти место в Москве, куда можно втихую сбросить отходы, сложно. Зато в Подмосковье их предостаточно. За чистотой в области следят инспекторы Госадмтехнадзора. За восемь лет существования этого ведомства было ликвидировано около 4 тысяч свалок разных размеров. Схватить за руку на месте преступления, конечно, удается не всех. Но там пытаются находить виновных по оставленным следам. Например, вычислили предприятие, с которого машина вывезла для захоронения 300 тонн кур, но до положенного места так их не довезла. Если же виновных обнаружить не удается, ответственность за наведение порядка ложится на того, в чьем ведении находится дорога или территория, на которой мусор найден. То есть эта опять дополнительная нагрузка на местный бюджет.
Отбить желание тем, кто хочет обогащаться на мусоре, Подмосковье пытается и с помощью штрафов. Весной они выросли (см. справку "РГ"). Но особых надежд, что это многих остановит, питать не стоит. Поэтому единственный выход - заставить все компании, которые вывозят мусор, оснастить машины навигаторами. Например, в "Экотехпроме" - крупнейшем в столице предприятии, которое занимается вывозом и переработкой отходов, мусоровозочные машины оснастили навигацией еще два года назад. Правда, тогда была доступна только американская система GPS. Когда срок службы истечет, ее заменят на отечественную ГЛОНАСС. Теперь здесь спокойны за то, что сотрудники этой организации довезут мусор до места назначения.
Справка "РГ"
Создание несанкционированных свалок мусора влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч.
"Горячая линия" Управления Госадмтехнадзора Московской области: 8-985-992-90-56.