Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует до сентября этого года вынести решения по антимонопольным делам в отношении нефтяных компаний "Лукойл" и "Роснефть", сообщил журналистам замглавы ведомства Павел Субботин.
Напомним, что в конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен на топливо. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53 процента на зимнее дизельное топливо. В свою очередь, цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30 процентов.
Тогда ФАС возбудила антимонопольные дела против крупнейших нефтяных компаний "Лукойл", "Роснефть" и "Газпромнефти", обвинив их в завышении цен на нефтепродукты. Павел Субботин подчеркнул, что наказание для этих компаний может быть ужесточено за "рецидивный характер" нарушений. Он сообщил, что центральный аппарат ФАС в настоящее время рассматривает дела в отношении крупнейших нефтяных компаний России по фактам завышения цен на нефтепродукты в начале года. В частности, пятого июля будет очередное заседание службы по "Роснефти". А шестого июля - по "Лукойлу".
"У нас есть все основания говорить о том, что факты дискриминации есть, и мы пытаемся найти убедительные доказательства этому, потому что с нами никто не согласится", - подчеркнул Субботин. Замглавы ведомства также сообщил, что до сентября по этим двум компаниям комиссии планируют вынести решения. "Мы работаем с весны, но это очень сложный процесс", - отметил он.
Субботин пояснил, что санкции по статье 14.31 административного кодекса предусматривают оборотный штраф до 15 процентов валового дохода компании за предыдущий год. "Хочу подчеркнуть, что в их действиях, а я думаю, мы их докажем, у меня есть основания так сегодня говорить - в этом случае это уже будут действия рецидивного характера", - сказал Субботин.
И напомнил, что "Лукойл" и "Роснефть" уже были наказаны в 2009 году. После чего пошли на мировое соглашение с ФАС, и штраф был существенно снижен. А вот "Газпром нефть", которая до последнего в судах отстаивала свою точку зрения, снижения штрафа не получила. И вынуждена была перечислить в бюджет крупный штраф в 4,7 миллиардов рублей.
Субботин добавил, что в 2010 году не было вызывающих нарушений со стороны нефтяных компаний, которые были в 2008 и 2009 годах. "Но конец 2010 года и начало 2011 показало, что желание получить как можно больше прибыли превалирует в компаниях", - уточнил он.
Несмотря на ужесточение мер ФАС, многие эксперты задаются вопросом, могла ли служба заранее предвидеть ситуацию с ростом цен на бензин и его дефицитом? "Сложно на него ответить. И думаю, что проблема тут в другом, - пояснил "РГ" президент Союза нефтегазовых промышленников РФ Геннадий Шмаль. - Ведь вы вспомните, когда мы создавали ВИНКи, мы сами этим компаниям отдавали определенные регионы. И ни о какой конкуренции там вообще речи быть не могло". По его словам, государство само отдало этим компаниям и сбытовые сети. И на первом этапе их функционирования "никто не лез в чужой огород". Другое дело, что потом, кто-то стал не справляться с объемами спроса. И стали появляться независимые операторы. Которые в самые критические моменты не смогли правильно организовать поставки топлива.
Видимо, чтобы впредь компании не позволяли себя так вести, ФАС подготовила два законопроекта по регулированию рынка нефтепродуктов. Где предлагается разделение оптовой и розничной торговли и производства топлива. Однако получить поддержку других профильных ведомств пока не удалось, сообщил Субботин. Впрочем и экспертов тоже. "Какая-то глупость. Во всем мире как раз происходит наоборот. Если это заправка "Тексако", то сто процентов в ней будет бензин "Тексако". В этом и смысл ВИНКов - они гораздо надежнее могут справиться с обеспечением заправок. И сваливать всю вину на них в нынешнем бензиновом кризисе не стоит", - уверен Шмаль. По его словам, сбои с бензином происходили из-за того, что в России до сих пор не научились правильно организовывать дело. "Нужно составлять балансы и отчеты. Для этого есть чиновники на местах. Надо просто начать работать", - уверен президент Союза нефтегазовых промышленников.
Однако, по словам Субботина, подготовленные ФАС законопроекты могут решить проблемы топливного рынка РФ. "Мы говорим о том, что если мы сегодня сможем разделить розницу, опт и производство, мы тогда разорвем то, что сегодня мешает развитию, прежде всего малого бизнеса. У нас все вертикально-интегрированные структуры - от добычи до реализации готового топлива. Вообще-то ненормальная ситуация", - уточнил Субботин. По его словам, розничные продажи топлива вполне могут развиваться на уровне малого бизнеса, причем это позволит контролировать, за сколько бизнесмен покупает топливо и за сколько их продает. "А когда у вас с НПЗ выходит просто "общее топливо" в тоннах, а там и высокооктановые, и другие бензины, - то попробуй потом расщепи эти поставки, посмотри все накладные. Когда опт принадлежит одному, он будет, хотите вы или нет, действовать только во благо своего собственника, и посторонний, придя к нему и давая такую же цену, станет последним в очереди", - пояснил замглавы ФАС. Он отметил, что если законодательно обязать оптовиков продавать топливо каждому, кто к ним обратился, то можно решить существующую наболевшую проблему.
Однако по словам Геннадия Шмаля, сегодня прежде всего нужно решить вопрос с высокими налогами на нефтепродукты. "В США налог на бензин составляет 15 процентов от его стоимости, у нас же он уже 60", - пояснил он.