23.06.2011 00:50
Экономика

Лизинговый рынок Сибири пошел в рост

Лизинговый рынок Сибири пошел в рост
Текст:  Дмитрий Лапин Наталья Решетникова
Российская газета - Экономика Сибири: №133 (5509)
Читать на сайте RG.RU

Завершившийся в Варшаве Всемирный лизинговый форум показал, что глобальный рынок практически преодолел последствия экономического кризиса. Однако в Сибирском федеральном округе темпы восстановления пока достаточно скромны.

В прошлом году огромный рывок в развитии лизинговых услуг Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг) зафиксировала в Москве, Центральном и Уральском федеральных округах. Причем - как относительно 2009-го, так и 2008 года. К примеру, в Москве объем нового бизнеса в 2008 году составлял около 33 миллиардов рублей, в 2009-м этот показатель упал до четырнадцати миллиардов и вырос в прошлом до рекордных по стране - 69,1 миллиарда рублей.

На этом фоне остальные регионы восстанавливают свои позиции более медленными темпами. В СФО объем вновь заключенных лизинговых контрактов в 2010 году исчисляется примерно одиннадцатью миллиардами рублей против семнадцати миллиардов и десятью миллиардами рублей в 2008-м и 2009-м годах соответственно. Среди восьми федеральных округов СФО по этому показателю занимает четвертое место.

Директор красноярского филиала компании "Дельта лизинг" Татьяна Коробцова отмечает, что, к примеру, в крае рынок лизинговых услуг пока еще не восстановился до прежних объемов. Кризис для многих игроков рынка не прошел бесследно - значительная часть небольших компаний прекратила деятельность в связи с тем, что в 2008-2009 годах кредитные ресурсы стали для таких участников малодоступными, а банки рассматривали лизинговый бизнес как высокорисковый.

Серьезной проблемой для лизингодателей стал парк изъятой техники - клиенты не могли расплатиться и возвращали взятое в аренду, но далеко не все лизинговые компании смогли грамотно распорядиться этим "наследством".

- Сейчас кризис на лизинговом рынке в Красноярске преодолен, - говорит Коробцова. - Заметна активность клиентов, у которых прошел страх перед финансовыми неурядицами. Они восстанавливают свои инвестиционные планы, многим нужно обновлять парк техники.

В "Рослизинге" отмечают, что большинство лизинговых компаний еще в прошлом году вышли на уровень докризисного состояния. Объем сделок, по сравнению с 2009 годом, увеличился, по оценке одних аналитиков, в два раза, других - четыре. По данным рейтингового агентства "Эксперт", объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 миллиардов рублей, совокупный лизинговый портфель на начало этого года увеличился до 1,2 триллиона рублей.

Эксперты отмечают, что увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы. В конце 2009 года высказывались осторожные предположения относительно прироста на уровне десяти-двадцати процентов, но уже по итогам девяти месяцев 2010-го увеличение нового бизнеса составило 75-85 процентов. Фактически же рынок вырос на 130 процентов. Прежде всего, такие темпы связывают со стабилизацией финансового состояния лизингополучателей, смягчением требований и процедур при реализации лизинговых проектов, а также с агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Кроме того, крупные лизинговые компании и лизинговые "дочки" банков значительно расширили филиальную сеть.

С таким внушительным посткризисным стартом сегодня у лизинга хорошие перспективы. К тому же, как считает руководитель отдела по работе с клиентами банковской системы "Взаимодействие" Дарья Гладышева, у данного финансового инструмента есть совершенно четкая целевая аудитория, и в этом - его преимущества. Директор по развитию бизнеса "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК) Владимир Добровольский отмечает, что наибольшую долю по популярности лизинга среди всех отраслей занимают: дорожное и жилищное строительство, производство, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, все виды транспорта, энергетическая, химическая и металлургическая отрасли.

- Со второй половины прошлого года наблюдается уверенное восстановление этих показателей, что отражается и на росте спроса на лизинг. Также наблюдается тенденция увеличения доли продаж производителей и поставщиков техники и оборудования в лизинг. По нашим оценкам, в течение ближайших двух лет эта доля вернется на докризисный уровень и будет составлять не менее сорока процентов от общего объема продаж, - отмечает эксперт.

- Лизинг пользуется спросом и у малого бизнеса, для которого финансовая аренда часто остается единственным способом при-обрести оборудование, технику или автотранспорт, поскольку получить финансирование в банке для них бывает сложно, - добавляет директор новосибирского филиала "Центр-Капитал" Алексей Ивойлов.

В связи с этим, как предполагают эксперты, уже в ближайшие два-три года рынок лизинговых услуг может вырасти в несколько раз.

- Если принять во внимание хотя бы тот факт, что доля лизинга в ВВП развитых странах составляет от трех до шести процентов, то по итогам 2010 года наш рынок едва перевалил за один процент. В текущем году можно также ожидать бурный рост, пусть и не столь впечатляющий, но до пятидесяти-семидесяти процентов. Однако даже при таком раскладе мы только приблизимся к минимальной планке, достигнутой до кризиса, - около трех процентов ВВП, - считает заместитель начальника управления лизинга "Альфа-Банка" Иван Перелешин.

Владимир Добровольский уверен, что уровень спроса на лизинг тесно связан с ростом промышленного производства и ростом инвестиций в основные средства промышленности. По его мнению, это обусловлено несколькими факторами - высоким износом транспортных парков, недостатком финансовых средств у предприятий для закупки техники за "живые" деньги, развитием новых лизинговых продуктов, стимулированием и привлечением сторонних лизинговых компаний для сбыта продукции компаниями-производителями.

- Востребованность лизинга во многом зависит от состояния экономики в целом, - добавляет заместитель директора по корпоративному бизнесу Новосибирского муниципального банка Алексей Круковец. - По мере ее дальнейшего восстановления компании будут стремиться уже не просто выжить, а интенсивно развиваться, наращивать конкурентоспособность, осваивать новые продукты и новые рынки. Применение лизинговых схем позволяет модернизировать производство, инвестировать средства в обновление основных фондов, не создавая чрезмерной нагрузки на предприятие. Но многое будет зависеть и от политики государства в этой сфере и, соответственно, от изменений в законодательстве.

Важным для лизинговых компаний является вопрос отмены коэффициентов ускоренной амортизации. По мнению представителей лизингового сообщества, такое решение сократит рынок примерно на треть, часть бизнеса может переместится в регионы с особой формой налогообложения. Ведь именно введение налоговых и амортизационных льгот сделало лизинг особенно привлекательным в России.

Экономика СФО