Прошел почти год с того момента, как в в высшие эшелоны власти Чувашии пришла молодая команда. Мы попросили президента ЧР Михаила Игнатьева рассказать о первых итогах своей работы.
Следует отдать должное главе республики, который, тонко прочувствовав формат встречи, не постеснялся снять галстук и откровенно ответить на вопросы.
Михаил Игнатьев рассказал о новых производствах и приоритетных инновационных проектах, об эффективности расходования бюджетных средств и привлечении инвестиций. Также глава республики поделился секретом высокой дисциплины членов правительства и рассказал, почему два раза в неделю они могут уходить с работы пораньше.
Российская газета: Михаил Васильевич, скоро год, как вы возглавили республику. Каковы ощущения?
Михаил Игнатьев: Время пролетело очень быстро, я даже не заметил. Конечно, нельзя сказать, что все было хорошо, так не бывает. Но когда результаты превосходят прогнозы, это не может не радовать. Например, в этом году мы ожидаем выхода промышленных предприятий на докризисный уровень, а показатель валового национального продукта запланировали на уровне 200 миллиардов рублей. Поэтому могу сказать, что удовлетворение от работы есть. Во главу угла ставится привлечение инвестиций в республику и создание новых рабочих мест. В Чувашии более 11 тысяч безработных, и этот показатель, конечно, надо уменьшать. Задача сложная, но, с другой стороны, есть большая ответственность. Если не переживать за работу, которую выполняешь, не будет и хороших результатов. Жители республики прекрасно понимают поставленные задачи, и я благодарен им за их трудолюбие.
РГ: За последнее время в республике произошли значительные перемены, только Кабинет министров обновился больше чем наполовину. Насколько тяжело принимать решения о смене того или иного руководителя и какими принципами вы руководствуетесь при выборе кандидатов на должность?
Игнатьев: Никаких революционных преобразований в Чувашии в связи с кадровыми изменениями не произошло. Просто те министры, которые не успевали за темпами и новыми требованиями, попросили об отставке. Препятствовать им смысла не было. Это что касается членов Кабинета министров. Если взять изменения в руководстве муниципалитетов, действительно, работа некоторых руководителей вызывала вопросы. Кто не готов был ответить на них, добровольно сложил с себя полномочия.
РГ: И все-таки нарисуйте портрет человека вашей команды...
Игнатьев: Для министра это прежде всего профессиональные качества и компетентность. Готовность вкладывать в работу все силы и, если хотите, душу. Поэтому, когда рассматриваются кандидатуры на тот или иной пост, мы никогда не берем одного кандидата. Как правило, это три-пять человек. При этом хочу отметить, что идеальных вариантов на ту или иную должность пока еще не было. Следует признать, что есть кадровый дефицит. Кто-то отказывается сам, кого-то не устраивают условия, но это не тот случай, когда можно набирать людей с закрытыми глазами.
РГ: Насколько эффективным получается взаимодействие с муниципалитетами?
Игнатьев: В свое время я уже проходил эту школу, когда избирался главой непростого пригородного района. Поэтому, где и какие слабые стороны существуют в администрациях и муниципалитетах, вижу и понимаю. Часто, например, обращаются с вопросами пополнения доходной части бюджета. Приходится указывать чиновникам на внутренние ресурсы. Если они хотят создавать какие-то дополнительные блага для населения, нужно зарабатывать деньги, резервы для этого есть.
РГ: Одной из самых острых в первые месяцы вашего президентского срока стала тема эффективности расходования бюджетных денег. Как сейчас обстоят дела с этим вопросом?
Игнатьев: Проблема есть. Стало меньше политического давления на ситуацию, это да. Люди получили нагоняй и взялись за работу. По выявленным фактам растрат мы обеспечили возврат почти на 80 процентов. Дело было не только в том, чтобы заставить человека вернуть, по сути, украденные деньги, но и сделать этот процесс публичным, чтобы страна знала своих "героев" в лицо. Публичная порка всегда дает гораздо лучший эффект, чем, например, административное воздействие. Вспомните, в деревнях любой нехороший поступок обсуждали все жители, становилось стыдно не только провинившемуся, но и его семье. Ведь когда косо смотрят соседи, чаще всего никакие штрафы и не нужны.
РГ: То есть народные традиции вы активно применяете и в управлении?
Игнатьев: Конечно. В сельской местности у нас проводятся сходы, где отчитываются главы сельских поселений и районов. Есть информационные дни, во время которых на такие сходы выезжают главы министерств и чиновники различных уровней. Важно, что едут и в те места, куда не очень хочется. Мое отношение такое - пусть там зададут не самый приятный вопрос или поднимут проблему, но мы будем знать, что волнует жителей, соответственно, и правильно реагировать. Тут нужно признать, что информационный вакуум сегодня еще есть. Радио, телевидение - это все работает, но живое общение дает больше информации и больше удовлетворения.
РГ: Каким образом вы следите за выполнением поручений, которые даете во время различных визитов и заседаний?
Игнатьев: Уже по результатам первых поездок в должности президента увидел, что далеко не все поручения выполняются до конца и вовремя. Поэтому было принято решение о создании контрольного управления президента, руководитель которого имеет право напрямую докладывать о ходе выполнения тех или иных задач. Принцип очень простой - за каждое порученное дело должен отвечать один человек. Мы не имеем права дать себя обмануть.
РГ: Несмотря на позитивную статистику, развитие промышленности в республике вызывает много вопросов. На слуху названия одних и тех же предприятий. Какие новые производства планируется запустить в Чувашии?
Игнатьев: Cегодня без развития промышленности пополнить доходную часть бюджета практически невозможно. Один из самых крупных инновационных проектов, который запустится в 2012 году, это производство модулей для солнечных батарей. Продукт и на отечественном рынке нужен, и востребован за рубежом. Следующий крупный проект - завод базальтопластики, это тоже нанотехнологии. Наш предприниматель разработал бизнес-идею и внедрил ее в жизнь. Данная продукция уже применялась в строительстве мостов, автомобильных дорог, и это направление мы сегодня активно разрабатываем. Сейчас на той или иной стадии развития находится около десяти крупных (больше чем на миллиард рублей) инвестиционных проектов. Но не могу сказать, что удовлетворен такими результатами. Нам предстоит еще немало сделать для того, чтобы проектов стало больше.
РГ: Как вы считаете, что необходимо предпринять, чтобы повысить инвестиционную привлекательность республики?
Игнатьев: Первое, что бросается в глаза, это возникновение всевозможных бюрократических проволочек, начиная с оформления земельного участка. Трудно пройти согласовательные процедуры со всеми надзирающими органами. Сейчас мы активно сотрудничаем с федеральными структурами в этом направлении, и, думаю, ситуация будет исправлена. Еще один важный момент - не все понимают, что это не мы нужны инвесторам, а инвесторы необходимы нам. Мы как республиканская власть должны быть их помощниками, начиная с момента первой встречи и до открытия производства. Конечно, переписки и инвестиционные конкурсы дают эффект, но, как правило, главную роль играют личные контакты, и здесь важно убедить инвестора в том, что наша республика достойна их внимания.
РГ: В республике идет активная работа по привлечению жителей к различным видам спорта. Как предполагается готовить профессиональных спортсменов?
Игнатьев: Спортивные результаты соседнего Татарстана не дают нам сидеть на месте. Мы не собираемся оставаться в стороне от Универсиады, готовим для нее волонтеров. Что касается профессионалов, одно время подготовка спортсменов высшей квалификации была пущена на самотек. Эту ситуацию мы стараемся выправить. Наши юниоры показывают достойные результаты и дают надежду на годы вперед. Есть спорт-смены, которые включены в различные сборные, поэтому картина вырисовывается достаточно оптимистичная. Что касается массового спорта, то в этом году завершается строительство спорткомплексов в двух районах. Эти сооружения будут соответствовать мировым стандартам. Принята программа, согласно которой каждый школьник должен научиться плавать.
РГ: Говоря спортивным языком, республика находится в хорошем тонусе. Как вы при таком графике поддерживаете форму?
Игнатьев: Без физической нагрузки выдержать график работы президента достаточно сложно. Могу честно сказать - два дня в неделю мы вместе с министрами занимаемся спортом. В эти вечера им даже разрешено уйти с работы в 17.45, если нет срочных дел. Летом встречаемся на мини-футбольной площадке. А зимой ходим на лыжах, занимаемся волейболом, баскетболом.
РГ: В команде все на равных?
Игнатьев: На спортивной площадке должностей нет. Для непрофессионального футболиста, каковым являюсь я, главная задача получить заряд бодрости и хорошее настроение, а не забить как можно больше голов.
РГ: Мы знаем, что свободное время вы предпочитаете проводить на приусадебном участке. Что посадили на грядках в этом году?
Игнатьев: Можете съездить посмотреть (смеется). Как огороднику мне не стыдно за свой труд. Времени, конечно, сейчас заметно меньше, по-этому всю основную работу выполняют супруга и дети. Я же помогаю по мере возможности. А выращиваем мы классический набор - картошку, столовую свеклу, морковь, редис, перец, лук, чеснок и зелень. Участок большой, продовольственную безопасность себе обеспечили.
РГ: Можно сказать, что они выполняют поручения президента?
Игнатьев: Скорее, пожелания главы семьи, поручениями здесь ничего не добьешься... В семье нельзя быть президентом. Это деликатная сфера простых человеческих отношений, строящихся на равных.