24.06.2011 00:50
Власть

Президент Чувашии: Главной целью вижу укрепление стабильности, повышение качества жизни населения

Накануне Дня республики президент Чувашии ответил на вопросы "РГ"
Текст:  Галина Аристова Александр Кузин
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (5511)
Читать на сайте RG.RU

За чашкой чая и национальными пирожками хуплу глава ЧР Михаил Игнатьев рассказал о том, чем жила Чувашия последний год.

Российская газета: Мы впервые встречаемся с вами как с президентом. Что было самым трудным при переходе в новый статус?

Михаил Игнатьев: Переходный период для меня был недолгим. Поскольку за годы работы вице-премьером я хорошо изучил ситуацию в республике, стоящие перед ней проблемы, особенности организационно-управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, хорошо знаю руководителей предприятий и организаций. Все это и помогло мне войти в новую должность. В самом начале я озвучил видение своего главного предназначения на посту главы республики.

Сегодня могу лишь вновь подтвердить свои слова: главной целью на посту президента вижу прежде всего укрепление стабильности, сохранение динамики социально-экономического развития, повышение качества жизни населения. Это и легло в основу программы первоочередных действий кабинета министров республики, стало ориентиром для глав муниципальных образований, руководителей организаций и учреждений, малого бизнеса, представителей предпринимательского сообщества и общественных объединений. На первом месте стоит привлечение инвестиций в республику и создание новых рабочих мест. Например, сегодня в Чувашии около 15 тысяч безработных, и этот показатель надо уменьшать. Задача сложная. С другой стороны, миссия президента республики простой быть не может. Прежде всего это вызвано ответственностью перед жителями республики. Если не переживать за ту работу, которую выполняешь, не будет и хороших результатов.

Среди ключевых задач отмечу необходимость включения общества в вопросы воспитания культуры и духовности, уважительного и бережного отношения к истории, верованиям народов и традиционному укладу сельского жителя. Чувашия является родным домом для представителей многих народов. За столетия совместной жизни сформированы бесценные традиции дружбы и взаимопомощи, заложены огромный созидательный потенциал и фундаментальные основы для устойчивого развития экономики родного края. Жизнь не стоит на месте и постоянно ставит перед нами новые задачи. XXI век - эпоха высоких технологий, инновационного развития, информационных прорывов. Чувашия никогда не стояла и не будет стоять в стороне от этих процессов, наоборот, мы должны прибавлять обороты.

РГ: За последнее время в республике произошло много изменений, в том числе в кадровом составе. Насколько тяжело принимать решения о смене того или иного руководителя и какими принципами прежде всего руководствуетесь вы при выборе кандидатов на должность?

Игнатьев: Мы исходим из того, что государственное управление дело непростое. Я говорю "мы", потому что считаю: успех любого дела, а тем более государственного, зависит от слаженной работы команды профессиональных управленцев. На руководящие должности требуются люди компетентные, грамотные, ответственные, умеющие перспективно мыслить, обладающие лучшими качествами лидера. Принимать решение о смене того или иного руководителя, конечно же, нелегко. В этом вопросе я руководствуюсь не эмоциями, а прежде всего интересами дела.

Вы знаете, что согласно Конституции президенту дано право формировать новое правительство. Поэтому никаких особо революционных преобразований в Чувашии не произошло. Просто те министры, которые не успевали за темпами изменений и новыми требованиями, сами попросили об отставке. Препятствовать им смысла не было.

РГ: Несмотря на позитивную статистику, развитие промышленности в республике вызывает много вопросов. На слуху названия одних и тех же предприятий. Какие новые производства планируется запустить в Чувашии? Какие приоритетные проекты вы бы могли отметить?

Игнатьев: По итогам 2010 года инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования составили 43,7 миллиарда рублей. По нашим прогнозам, при благоприятных внешних и внутренних условиях развития экономики к 2014 году этот показатель должен увеличиться более чем в два раза и составить 88,5 миллиарда рублей.

Продолжается работа по реализации проекта по производству солнечных модулей на базе технологии "тонких пленок". На сегодня закуплено оборудование и построены здания. Общая стоимость проекта - 20,1 миллиарда рублей. При поддержке "Газпрома" на основе государственно-частного партнерства в Чебоксарах планируется строительство ледового дворца стоимостью 1,2 миллиарда рублей.

Авиастроительная корпорация "Русич" рассматривает возможность размещения на территории республики авиационного технологического комплекса, предполагающего строительство завода по производству летательных аппаратов и современных двигателей для нужд малой авиации и народного хозяйства общей стоимостью 3 миллиарда рублей. Разместится он в непосредственной близости с аэропортом Чебоксар. Реализуется проект "Базальтопластики: создание современного производства композиционного наноструктурированного полимера, армированного базальтовыми волокнами" (общая стоимость - 2 миллиарда рублей).

Алатырский горно-обогатительный комбинат реализует проект по обогащению кварцевого песка для стекловарения и производству сухих строительных смесей. Будет организовано стекольное производство в Алатыре стоимостью 2,3 миллиарда рублей, благодаря чему появится 608 новых рабочих мест. С внедрением данного проекта республика получит новую отрасль реальной экономики - стекольную промышленность. К 2020 году ее доля в общем объеме производства по городу составит свыше 19 процентов. Это только часть примеров, реализация которых позволит нам, с одной стороны, создать современные производства и обеспечить рабочие места. С другой стороны, современные предприятия предъявляют справедливые требования к кадрам и специалистам для этих производств.Работу в этом направлении мы также ведем. Сейчас даже открываются дополнительные направления в учебных заведениях, для того чтобы эти потребности удовлетворить. Мы можем вкладывать бесконечное количество рублей, но если не будет специалистов, производство встанет.

РГ: Как вы считаете, что необходимо предпринять для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность республики?

Игнатьев: Хочу заметить, что хотя названные мною проекты и находятся в работе, не могу сказать, что удовлетворен такими результатами. Их все равно мало. И нам предстоит еще много сделать для того, чтобы проектов стало больше. Первое, что бросается в глаза, это возникновение всевозможных бюрократических проволочек, начиная с оформления земельного участка. Трудно пройти согласовательные процедуры со всеми надзирающими органами. Сейчас мы активно сотрудничаем с федеральными структурами в этом направлении, и, думаю, ситуация будет исправлена. Еще один важный момент - не все понимают, что это не мы нужны инвесторам, а инвесторы необходимы нам. Мы как республиканская власть должны быть их помощниками, начиная с момента первой встречи и до открытия производства. Конечно, переписки и инвестиционные конкурсы дают эффект, но, как правило, главную роль играют личные контакты, и здесь важно убедить инвестора в том, что наша республика достойна его внимания.

Важно убедить инвестора в том, что наша республика достойна его внимания

На днях мною подписан указ о создании открытого акционерного общества "Корпорация развития Чувашской Республики", призванного создать благоприятные условия для привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику, содействовать реализации инвестиционных проектов на территории республики.

РГ: Понятно, что модернизация экономики невозможна без внедрения информационных технологий, в том числе и в государственное управление. Довольны ли вы развитием электронной Чувашии?

Игнатьев: С одной стороны, удовлетворение есть. Но если взять ближайшего соседа - Татарстан, то они в этом направлении двигаются, конечно, быстрее. Мы туда ездили, перенимали опыт. Но, например, в сфере образования внедрение информационных технологий у нас очень высокое. В каждой школе республики есть компьютерные классы, Интернет. Активно используются электронные дневники и журналы, дистанционное обучение - это все работает.

Примерно 82 процента школьников имеют дома компьютеры. В этом году уже поставлена задача, чтобы не менее 50 процентов жилых домов были обеспечены Интернетом. Здесь, в том числе, надо предусмотреть участие республики в обеспечении этими возможностями и малообеспеченных семей. Мною дано поручение, чтобы планшетные компьютеры получили все члены кабинета министров - это позволит управлять из любой точки всеми процессами и, главное, вовремя получать поручения.

РГ: Не так давно, во время своего неожиданного визита в больницу вы подняли одну из самых острых проблем здравоохранения - очереди. Какие острые проблемы, требующие немедленного решения, вы назвали бы в других сферах? Например, в образовании. Планируются ли визиты в школы, детские сады?

Игнатьев: Вы знаете, у нас, как и в других российских регионах, очень остро стоит проблема доступности дошкольного образования. Сегодня по республике в очереди зарегистрировано свыше 20 тысяч детей в возрасте от 1 года. Что мы делаем для того, чтобы изменить ситуацию? Идет возвращение зданий перепрофилированных детсадов, возведение пристроев к уже действующим и строительство новых. В этом году начато строительство 6 новых детских садов.

Не первый год в республике ведется целенаправленная работа по созданию дошкольных групп в общеобразовательных школах. В результате такие группы, в общей сложности на 4 тысячи мест, открыты в каждой третьей школе. Это в среднем заменило строительство 20 новых детских садов. Большим плюсом дошкольных групп считаю преемственность: ребенок знакомится с классом, где будет учиться, учителя ведут подготовку будущих первоклассников, а старшие братья и сестры опекают малышей. Получили также развитие вариативные формы дошкольного образования: частные, семейные детские сады. В результате принятых мер дополнительно создано более 1200 мест.1 апреля в республике стартовал пилотный проект по предоставлению пособий для малоимущих семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Проект рассчитан на 3 года и пока будет реализовываться в Чебоксарах и Канаше, в Чебоксарском районе, где зарегистрирована наибольшая очередность в детские сады. Другая проблема - низкая зарплата в отрасли. Сейчас прорабатывается вопрос о предстоящем повышении уровня заработной платы учителям. Старт этой работе по всей стране дал председатель правительства РФ Владимир Путин. В сферу образования направляются значительные федеральные средства на укрепление материально-технической базы учреждений в регионах. А высвободившиеся деньги пойдут на повышение зарплат педагогам. Конечной целью является доведение средней зарплаты учителя до уровня средней заработной платы в экономике. Параллельно с этим мы обсуждаем вопрос: какой объем финансирования необходим, чтобы поднять зарплату и воспитателям детсадов?В моем рабочем графике предусмотрены выезды во все муниципальные образования и различные учреждения республики, в том числе, разумеется, в школы и детские сады.

РГ: Вы следите за выполнением поручений, которые даете во время различных визитов и заседаний?

Игнатьев: Мы создали контрольное управление, осуществляющее оперативный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, а также поручений руководства республики, проведение системного анализа деятельности муниципальных образований.

Отмечу, что персональная ответственность за выполнение поручений главы республики лежит целиком на руководителях органов исполнительной власти. Качество выполнения поручений и соблюдение сроков - показатель профессионализма министров и специалистов, работающих под их руководством. Требования предъявляются самые высокие, члены правительства и сотрудники администрации президента знают об этом. Здесь главное не дать чиновнику возможности уйти от ответственности. Принцип очень простой - за каждое порученное дело должен отвечать один человек. Считаю, что объективная оценка работы чиновников всех уровней складывается на основе двух подходов: внутренняя экспертиза деятельности министра, о которой я только что сказал, и внешняя - общественное мнение об организации дела в любой сфере. Вновь создаваемый в республике институт гражданского общества - Общественная палата Чувашской Республики - как раз призван осуществлять общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Причем главным критерием показателя работы руководителя любого уровня, по моему глубокому убеждению, является оценка населения. Критика со стороны граждан отдельных действий или бездействия чиновников - сигнал к исправлению ситуации, иной раз и в части кадровой политики.

Регионы Чувашская республика Волга-Кама