Удешевить строительство дорог можно за счет снижения стоимости подключения трасс к электросетям и сужения проезжей части, считают в Росавтодоре. А также планируют перейти на европейские нормативы при подсчете стоимости строек, рассказал глава ведомства Анатолий Чабунин.
Слишком дорогое строительство трасс, напомним, вызывало нарекания не только со стороны экспертов, но и высшего руководства страны.
Между тем виноваты в этом не только и не столько дорожники. В конечной стоимости строительства существенное значение имеет подключение к электросети, пояснил Чабунин. Однако сами провода тянут дорожники, для подключения нанимается специальная организация, энергетики же просто получают деньги за допуск к сети, сетует он.
На этой неделе Росавтодор намерен обратиться с письмом в Федеральную антимонопольную службу с просьбой рассмотреть справедливость ценообразования и применения тарифов за подключение федеральных трасс к электросети.
Но параллельно в агентстве продолжают искать другие способы сокращения расходов на строительство дорог. Рассматривается вопрос о сужении обочины в два раза, то есть с метра до 50 сантиметров. Саму полосу движения тоже могут сделать меньше примерно на 25 сантиметров - с 3 метров 75 сантиметров до 3,5 метра. Это даст значительную экономию средств, но не скажется на безопасности движения, полагает Чабунин.
На уже построенных трассах при введении новых нормативов обочина вполне может быть покрыта асфальтом и стать дополнительной полосой движения, прогнозирует глава Росавтодора.
Идет переход на новые показатели по расчетам стоимости строительства дорог. Планируется, что считать будут не цену одного километра дороги, а стоимость одного километра полосы движения. И тогда можно будет сопоставлять стоимость строительства в России и других странах. При этом будет использоваться такой показатель, как "стоимость полосы". В России это примерно 41 - 45 миллионов рублей, что вполне сопоставимо со стоимостью полосы движения в Финляндии, значительно меньше полосы движения в Германии, но несколько дороже полосы движения в Китае.
Деньги на строительство и ремонт дорог с этого года будут поступать из целевых источников в рамках Федерального дорожного фонда. Есть базовый объем выделения денег из бюджета - это 254 миллиарда рублей.
Кроме того, правительство имеет право увеличивать объемы финансирования отдельными решениями. И некоторые из них уже приняты. Так, произошло увеличение субсидий для регионов, и совокупный бюджет федерального дорожного фонда составил в итоге около 370 миллиардов рублей.
В 2013 году объем средств дорожного фонда составит уже 395 миллиардов рублей. Этот год будет знаковым не только по суммам финансирования, но и с точки зрения перехода на 100-процентные нормативы по содержанию и ремонту, отметил Чабунин. Сделать это планируется в течение трех лет, рассказал он.
Между тем в этом году планируется сдать 314 километров федеральных автомобильных дорог. Из них 202 километра - это дороги, которые находятся в ведении Росавтодора, за ремонт остальных отвечает госкомпания "Автодор". А из новых дорожных объектов будут построены обход Уссурийска на Дальнем Востоке, дорога М-60 "Уссури", подъезд к Владивостоку в рамках реализации программы развития Владивостока как центра Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, будут сданы две большие развязки в Сочи - "Адлерское кольцо", а также дублер Курортного проспекта. На дороге "Лена", которая соединяет трассу "Амур" с Якутском, пока планируется запустить движение по щебеночным полосам. Асфальтируют ее в следующем году.