27.06.2011 19:53
Культура

Андрей Звягинцев отобрал фильм "Татарская пустыня" для программы ММКФ "Поколение "ноль" выбирает"

Текст:  Татьяна Хорошилова
Читать на сайте RG.RU

Прошлогодний дебют - программа "Поколение "ноль" выбирает" на Московском международном кинофестивале, где режиссеры Николай Хомерики, Алексей Попогребский, Борис Хлебников, Алексей Мизгирев, Петр Буслов, Василий Сигарев представляли свои любимые фильмы, оказался более чем удачным.

Сегодня специальная программа "Поколение "ноль" стала традиционной на ММКФ, и фестиваль уже сам выбирает режиссеров. Суть выбора в попытке отсканировать почти неуловимый момент зарождения личного контакта с искусством, которое вошло в их жизнь и повлияло на их творческую судьбу.

В этом году ММКФ отобрал шесть режиссеров, которые представляют свои любимые фильмы и комментируют свой выбор. Эти режиссеры - Александр Велединский, Андрей Звягинцев, Филипп Янковский, Федор Бондарчук, Рената Литвинова, Алексей Федорченко.

Андрей Звягинцев выбрал для этой программы итальянский фильм "Татарская пустыня" Валерио Дзурлини (Италия - Франция - ФРГ). Вот как он обосновал свой выбор:

- Фильм "Татарская пустыня" - уникальное произведение искусства. Это -совершеннейшая метафизика, тотальная поэзия. В фильме нет никакой реальности. Я видел его первый и последний раз в 1993 году в Музее кино и больше я его не пересматривал.

- Почему?

- Потому что, когда я пересматривал фильмы, которые произвели на меня впечатление, терпел поражение.

- Были ли другие фильмы, которые бы вы хотели выделить?

- Когда Петр Щепотинник предложил мне участвовать в программе "Поколение "ноль" выбирает", я взял тайм-аут и тут же пожалел. Мой список очень большой, туда входят фильмы Висконти, Бессона, Шпаликова, Дзурлини... Но выбор пал на "Татарскую пустыню". Я долго думал о том, что то место, где разворачиваются события - это декорации. Но недавно узнал, что в Иране есть такая крепость. Это саманная персидская постройка седьмого века. В фильме нет ни одной женщины, одни мужчины, кони и ветер. Гарнизон крепости живет в постоянном ожидании врага, как вечно ждут воплощения своей нужности, призвания.

- Как на вас повлиял этот фильм?

- Напрямую никак, хотя косвенно повлиял. Я напитался духом фильма. Недавно я узнал, что Дзурлини за свой фильм "Семейная хроника" получил "Золотого льва" вместе с Андреем Тарковским в 1962 году.

Кино и ТВ