В России основной проблемой развития госуслуг остается непонимание между ведомствами. Именно это является причиной, почему с 1 июля этого года ведомства пока не смогут получать заявки на госуслуги у граждан, не требуя с них справок из других госструктур.
Сроки, скорее всего, будут перенесены. Для федеральных органов власти до осени этого года, а для регионов и муниципалитетов - на год. Правда, поправки в законодательные акты по этому поводу еще не приняты. Об этой и других проблемах развития госуслуг в России пойдет речь сегодня на международной научной конференции "Повышение эффективности оказания госуслуг", где не только российские ученые, но и представители еще 27 стран обсудят проблемы их развития в мире.
В нашей стране последние три года проводится мониторинг качества госуслуг, в том числе и "контрольная закупка", когда представители Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, отвечающие за этот мониторинг, пытаются получить какую-нибудь госуслугу в электронном виде, например, оформление паспорта. К сожалению, по словам директора Института государственного и муниципального управления НИУ - Высшей школы экономики Андрея Клименко, общая тенденция пока неутешительна. Для граждан развитие предоставления госуслуг в электронном виде пока слабо ощутимо.
Но есть и определенные прорывы, в частности, каждый год намечается приоритетная услуга, которую начинают развивать. Уже можно оформить паспорт. В этом году акцент сделан на регистрацию машины в ГАИ, также предполагается, что оплата транспортного налога будет проходить в рамках единой базы. Но пока между налоговой инспекцией и правоохранительными органами не налажено взаимодействие. Поэтому человек, снявший несколько лет назад машину с учета, продолжает получать "квиточки" из налоговой с требованием уплатить налог. Это классический случай. И создание единой базы поможет исключить такие недоразумения.
Несмотря на все существующие недочеты и основной из них - нежелание ряда ведомств отказываться от оказания государственных услуг, отдавая их в электронный вид, процесс все-таки движется и развивается инфраструктура. Ученые уже разработали реальное описание госуслуг и упорядочили процесс их оказания. Основным достижением за последние три года, считает Андрей Клименко, стало повышение информированности граждан о том, где и как получить ту или иную услугу, какие документы необходимо предоставить. Всю эту информацию можно получить в Интернете, а до недавнего времени в ведомствах были вывешены только невнятные данные на стендах, и уточнить их было не у кого.
Что касается повышения требовательности граждан к оказанию госуслуг, то, по словам профессора Алексея Барабашева, это связано именно с развитием госуслуг, которые в ряде случаев начинают предоставляться на ином, более высоком и комфортном для людей, уровне. Особенно стали требовательны к госуслугам те, кто пользуется Интернетом и активно следит за развитием открывшегося в прошлом году портала госуслуг. Есть еще один интересный аспект, который является неотъемлемой частью стратегии развития страны до 2020 года. Именно госуслуги в электронном виде могут помочь сократить госаппарат, наладить взаимопонимание между ведомствами. И развить такое направление, как аутсорсинг при оказании госуслуг, когда ведомства нанимает для этого стороннюю организацию, что сокращает сроки предоставления услуг, снижает их стоимость. Но пока таких примеров немного. И, по словам Андрея Клименко, предоставление каждой госуслуги сторонними организациями должно быть детально прописано, чтобы не было непонимания и злоупотреблений.