28.06.2011 17:34
Экономика

ФАС разрешила ОСК выкупить заложенные пакеты акций Балтийского завода и "Северной верфи"

Балтийский завод получил в оплату векселя банка-банкрота
Текст:  Мария Голубкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №0 (5514)
Читать на сайте RG.RU

Федеральная антимонопольная служба разрешила купить заложенные пакеты акций Балтийского завода и "Северной верфи" Объединенной судостроительной корпорации.

В залоге у Центробанка в обеспечение 32-миллиардного кредита сейчас находится 88,5 процента акций одного из старейших судостроительных предприятий России - Балтийского завода в Санкт-Петербурге - и 72 процента акций "Северной верфи". Оба предприятия входили в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК).

Предполагается, что сделка будет совершена в форме договора цессии - переуступки долга. По предварительной информации дисконт по этой сделке может составить до 50 процентов от суммы долга, однако ФАС наложила на нее ряд ограничений. Так, ОСК необходимо обеспечить исполнение всех действующих контрактов и договоров, в том числе имеющих отношение к гособоронзаказу, так как сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке производства морских судов.

По мнению Андрея Фомичева, директора Балтийского завода и предприятия "Северная верфь", смена собственника на судьбу предприятия сколько-нибудь заметного влияния оказать не должна.

- Это происходит только в том случае, если новый собственник намерен перепрофилировать предприятие, - поясняет он, - однако "золотая акция" Балтийского завода находится в собственности государства, то есть власти имеют право наложить право вето на любое решение акционеров, и уже тем более на перепрофилирование.

Загрузка предприятия по ранее заключенным договорам сейчас составляет около 90 процентов

Гораздо больше директора предприятия заботит исполнение уже заключенных контрактов и заключение новых. Пока завод находится в неустойчивом положении в связи с залогом большого пакета акций у Центробанка, решение тех или иных вопросов, связанных со стратегическим развитием предприятия, имеет определенные ограничения.

Загрузка предприятия по ранее заключенным договорам сейчас составляет около 90 процентов, однако за последнее время "Балтийскому заводу" не удалось заключить ни одного нового соглашения. Сроки проведения конкурсов сдвигаются по независящим от предприятия причинам. Между тем Балтийский завод имеет в своем составе ряд уникальных производств, которые делают его наиболее перспективным исполнителем. Например, здесь находится самый длинный в России эллинг, позволяющий строить суда и корабли дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Одним из главных заказчиков Балтийского завода сейчас является "Росатом", который и помогает заводу держаться на плаву. По заказу концерна петербургские корабелы сейчас строят первую в мире плавучую атомную электростанцию (ПАТЭС) и уникальные ловушки расплава для проекта ЛАЭС-2 в Сосновом Бору. И если со вторым заказом проблем нет, то оплата первого не производится уже около полутора лет. Государственная корпорация задолжала предприятию около миллиарда рублей. В результате собственная кредиторская задолженность предприятия уже превысила полмиллиарда рублей.

По информации комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, который курирует промышленный сектор городской экономики, в оплату по договору о строительстве ПАТЭС заводу были предложены векселя на сумму 1,5 миллиарда рублей "Международного промышленного банка", который был признан банкротом Арбитражным судом Москвы. В апреле 2011 года Балтийский завод обратился в суд о признании недействительности данной сделки.

Собственным рабочим предприятие уже задолжало около десятка миллионов рублей. На Балтийском заводе трудится около 3 тысяч человек, а средняя зарплата составляет порядка 25 тысяч рублей. С февраля по май задержки составляют около двух недель, что вызывает законное недовольство сотрудников, признается Фомичев. Руководство предпринимает самые разнообразные шаги для выравнивания ситуации, однако полностью погасить задолженность пока не удалось.

В "Росэнергоатоме", который является основным заказчиком строительства ПАТЭС, "Российской газете" пояснили, что оплата работы Балтийского завода векселями "Межпромбанка" была предусмотрена контрактом. Однако после банкротства последнего, предприятие оказалось в "юридической ловушке".

- "Росэнергоатом" не может нести ответственность за то, что "Межпромбанк" потерпел финансовый крах, - с сожалением отметил собеседник газеты. - Опция была предусмотрена в договоре, "Росэнергоатом" свои обязательства по платежам выполняет неукоснительно и не намерен нести убытки по доброй воле.

Результат судебного разбирательства, вероятно, будет еще не скоро. Однако выход из ситуации необходимо искать уже сейчас, и, по мнению руководства предприятия, он есть. В стадии подписания находятся сразу несколько контрактов, окончательное заключение которых сейчас тормозится на уровне федеральных министерств и ведомств.

Прямая речь

Миролюбова Светлана, к.э.н., кафедра финансового права ВШЭ:

- Несмотря на угрозу перепрофилирования, которая стоит перед предприятием, сотрудничество завода с "Росатомом" является стабилизирующим моментом.

Что касается сделки между сторонами, возникает вопрос - почему завод заключил договор, зная о возможном предпринимательском риске? Почему завод, вернее - его менеджмент, пошел на оплату векселями, если операции с ними затруднительны для компании? Все возможные рисковые ситуации должны предусматриваться на стадии заключения договора, когда также выясняется платежеспособность контрагента. При этом - кто именно владеет предприятием, значения не имеет, потому что регулирование хозяйственной деятельности согласно закону.

Экономика Санкт-Петербург Северо-Запад ОСК