29.06.2011 00:52
Власть

В России могут амнистировать осужденных за экономические преступления

Миллиардные "энергетические" кредиты исчезли на российских просторах. Это забыть?
Текст:  Нина Лызлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №138 (5514)
Читать на сайте RG.RU

Как ожидается, в нашей стране могут амнистировать значительное количество заключенных, осужденных, в частности, за экономические преступления. По предложениям ряда депутатов, общее количество амнистированных может достигнуть 14 500 человек. Проект постановления "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием независимости России" уже поступил в Госдуму.

По мнению авторов инициативы, амнистия для данной категории осужденных - шаг весьма серьезный в плане укрепления взаимного доверия между бизнесом и государством. Его последствия положительно скажутся на инвестиционном климате в России и многих других важных аспектах экономической жизни страны.

Есть, однако, и менее восторженная и даже негативная точка зрения по поводу проекта постановления об амнистии. Электронные СМИ, в частности, приводят высказывание главы Комитета ГД по законодательству Павла Крашенинникова. "Судебные ошибки следует исправлять в индивидуальном порядке, а не путем принятия широкомасштабных амнистий, - заявил он. - Обсуждение и принятие амнистии Государственной Думой - очень деликатный процесс. Слишком много людей - как осужденных, так и их родственников - связывают с амнистией свои надежды. Поэтому непродуманное, как следует не просчитанное внесение проекта амнистии, исходя из конъюнктурных, предвыборных соображений, представляется мне делом безнравственным".

Чем вызвана такая резкая и даже жесткая точка зрения авторитетного и уважаемого юриста и законодателя, можно понять, еcли обратиться к совсем недавнему случаю, собравшему большую прессу и связанному с ситуацией вокруг главы энергомашиностроительного холдинга "Энергомаш" Александра Степанова. Случай не просто любопытный, но в определенной мере показательный по целому ряду позиций.

История такова. Некогда процветавший бизнесмен Александр Степанов "накопил" долгов, по некоторым оценкам, аж на 29,5 млрд рублей. Отдавать их, по мнению экспертов, ему нечем, кредиторы ждать не хотят, да и не верят в возрождение из пепла степановского "Энергомаша". А он являет собой сегодня более чем печальную картину: оборудование старое, заказы отсутствуют и масса мелких долгов, превращающихся в крупные, в том числе и пенсионному фонду. Сам же руководитель - за решеткой.

Кстати, выехать Степанову некуда: на нем висят, как пишет центральная пресса, два года тюрьмы от имени британского суда за неуважение к этому суду. Эти два года даны заочно. При очном же рассмотрении дела Степанова, возможно, всплывет документ-соглашение между г-ном Степановым и казахстанским БТА Банком, который признан фальшивым. Но все это там, в "туманном Альбионе". А у нас статьи совсем другие.

В письме экс-начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина на имя руководства МВД фигурирует статья N 159, ее 4-я часть. Та самая, которая стоит в списке статей УК, подпадающих под думский проект об амнистии. Она звучит так: "Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового".

Строгая и вполне конкретная статья. Однако многие эксперты считают, что рядом с ней, если не всегда, то, как правило, идут и другие, например, 199-я - уклонение от уплаты налогов. В мировой юридической практике отношения к этому виду преступлений не просто негативное, а повсеместно нетерпимое.

Вернемся к "Энергомашу". Действия его руководителя шутники сразу же окрестили "пятилеткой Степанова". Он, оказывается, поставил перед собой не совсем скромную цель: до 2010 года его холдинг должен был осуществить строительство чуть ли не сотен газотурбинных ТЭЦ, которые должны были окупиться примерно за 5 лет. Стоимость проекта, как писали СМИ, представлялась почти фантастической - почти 6 млрд долларов.

Такую сумму выпросить трудно, если не невозможно. Но почему не попробовать по частям? Получилось. На строительство первых 120 станций Сбербанк выделил кредит в 17,5 млрд рублей. Это произошло примерно между 2004 и 2006 годами. Несколько позже, в 2008 году, Степанову удалось, как выяснили журналисты, договориться с БТА Банком о кредите на 500 млн долларов - это еще примерно 15 млрд рублей. Весь транш Степанов не получил, но почти 3/4суммы появилось на счетах компании Rolls Finance Limited. Деньги большие. Что уж тут говорить о "несчастных" 120 миллионах рублей, которые задолжали степановские дочки "Энергомаш (ЮК) Лимитед" и ООО "Энергомаш (Волгодонск) Атоммаш" ростовскому пенсионному фонду!

Кредит никто, конечно, не считает преступлением, это - финансовая деятельность. Не вернуть кредит - вот проблема. А проблемы, как считают наблюдатели, начались у Степанова с началом кризиса. Идея построить 120 газотурбинных ТЭЦ выглядела, может быть, и привлекательно. Однако предприятия, реализующие этот проект и входящие в корпорации "Энергомаш",

были просто не в состоянии обслуживать кредитные обязательства Степанова. Поэтому к 2010 году вырос денежный ком размером в 63 млрд рублей. Пресса писала, что именно на такую сумму были поданы иски к компаниям группы "Энергомаш" в Арбитражный суд Москвы. Крупнейшими кредиторами как раз и числились Сбербанк и БТА Банк, которым по суду причиталось 14,4 и 12,5 млрд рублей соответственно.

Дальше, как говорится, дело техники. Правоохранительной. Сначала, то есть в феврале 2011 года, Александр Степанов был задержан, затем было принято решение о его аресте. Не спонтанно, кстати, и не случайно, как сегодня пытается кое-кто утверждать. Еще в 2008 году в ГУВД появился один серьезный документ - результат "проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий по декриминализации топливно-энергетического комплекса страны". В нем, в частности, говорится, что ОАО "Энергомашкорпорация", которая позиционирует себя как крупнейшая организация в области развития малой энергетики, в действительности существует только за счет вновь привлекаемых заемных денежных средств, что может являться признаком финансовой пирамиды. А дальше - цитата про пресловутые 120 газотурбинных ТЭЦ. "Так, в 2004-2006 годах, - говорится в документе, - ОАО "Энергомашкорпорация" получило для ОАО "ГТ ТЭЦ Энерго" по кредитным договорам более 16 млрд рублей под проект строительства 120 газовых электростанций малой мощности. В действительности было построено лишь 14-18 станций, из которых функционируют только шесть... Всего в качестве кредитов было получено более 30 млрд руб., большая часть которых была переведена на счета иностранных офшорных компаний... Часть незаконно полученных доходов фигуранты легализуют путем спекулятивных сделок с необеспеченными векселями и акциями, часть от имени третьих лиц вкладывают в строительство элитной недвижимости в Москве..."

Вот такой пример. Он, конечно, не единственный и взят нами просто потому, что на слуху в последнее время. И подтверждает тезис о том, что если речь идет не только об экономическом преступлении, но и о мошенничестве, и о других выпадающих из рамок закона действиях, то может ли вообще идти речь о снисхождении к обвиняемым? В результате подобных "проектов", таких как газотурбинные ТЭЦ "Энергомаша", банкротятся предприятия, теряют работу люди, пенсионеры остаются без денег, рушатся в прямом и переносном смысле целые отрасли производства. А тот, кто несет ответственность по закону и по совести, получает прощение государства? Амнистию? А моральный ущерб? А материальный? А честь и достоинство пострадавших граждан?

Госуправление Госдума