29.06.2011 19:49
Культура

Пианисты Йол Юм Сон и Алексей Чернов выступили в третьем туре конкурса Чайковского

Продолжается третий тур у пианистов
Текст:  Мария Зуева
Читать на сайте RG.RU

Во второй день третьего тура конкурса Чайковского на сцене Большого зала консерватории выступили два финалиста - кореянка Йол Юм Сон и Алексей Чернов. Никаких открытий не случилось.

Второй день подряд прослушивания III тура пианистов начинаются скандированием фамилии Александра Лубянцева - фаворита публики и критиков, которого не пропустили в финал. К этой фамилии можно добавить несколько других, однако жюри, невзирая на голоса "сверху" (с амфитеатра) и эхо аплодисментов в партере, проявляет выдержку и занимает свои места.

Несомненный фаворит судейской коллегии - очаровательная Йол Юм Сон вышла в III тур вновь с новой программой. Согласно буклету, выпущенному прямо перед конкурсом, она должна была играть Второй концерт Прокофьева, но в итоге в финал пошел Третий концерт Рахманинова. То, что исполнение пианистки Сон не имеет ничего общего с благородной лирикой Рахманинова, слышно с первых тактов. Соотечественник пианистки, 17-летний Сенг Чжин Чо, игравший накануне то же произведение, был ближе к оригиналу со всем его, еще не устоявшимся, молодым подходом. Лишь благодаря Российскому национальному оркестру под управлением Александра Дмитриева, помогавшему пианистке, Концерт Рахманинова смог удержать хоть какую-то форму и отчасти стиль, хотя бы в оркестре. Сольная партия выглядела гораздо бледней, чем РНО, платье конкурсантки и ее эффектные телодвижения. Сочетание нашептывающих что-то наигрышей все в той же манере easy listening, которая была продемонстрирована еще в I туре, лишенных глубины, и, как альтернатива, резких аккордов - все это звучало гулко и не всегда членораздельно, при отсутствии культуры исполнения. Здесь нет "стабильности", о которой говорят члены жюри, когда речь идет о выбывших из конкурса музыкантах. Речь даже не о Лубянцеве, за которым почему-то закрепилась слава "нестабильного". Эдуард Кунц, Евгений Брахман, в конце концов - Сара Данешпур, Филипп Копачевский и некоторые яркие музыканты из первого тура - разве можно отказать им во внутренней гармонии, профессионализме и культуре?

Сложно представить, как дался в этот раз Третий концерт Рахманинова Российскому национальному оркестру, художественным руководителем которого является тончайший музыкант Михаил Плетнев, лауреат фортепианного конкурса Чайковского 1978 года. В финале произведения принцип "соревнования", который предполагает жанр концерта, прозвучал особенно ярко - резкие скомканные фразы солистки выглядели одиноко перед благородной мощью РНО.

Алексей Чернов с первыми аккордами Первого концерта Чайковского, визитной карточки конкурса, показал себя стабильным ровным музыкантом, не лишенным собственного обаяния и интеллигентного звука. Может быть, по интонации он пока даже ближе к замыслу композитора, чем предыдущие конкурсанты. Несколько подпортили картину странные темповые расхождения солиста с оркестром - причем, не со стороны РНО, игравшего Концерт Чайковского третий раз за два дня. Был лишь традиционный темпоритмический сбой во II второй части, как в случае с Александром Романовским и Даниилом Трифоновым, - все остальные ускорения и замедления исходили от самого Алексея Чернова. Впрочем, это не помешало пианисту сохранить атмосферу величия, которой обычно отличается исполнение Первого концерта.

Музыка