РЖД обратились в минтранс с просьбой рассмотреть возможность нормативно закрепить за железными дорогами право не возвращать деньги за билет, который был куплен со скидками. Об этом сообщил вице-президент РЖД, глава Федеральной пассажирской компании Михаил Акулов.
С аналогичной инициативой, напомним, весной этого года выступили авиаперевозчики. И она нашла понимание у регуляторов.
Для привлечения клиентов в низкий сезон перевозок разрабатываются различные программы скидок. У ряда перевозчиков есть бонусные программы, по которым можно в несколько раз дешевле купить билет. В ряде компаний проводятся даже акции, где стоимость билета может снижаться до 200 рублей. И именно о таких скидочных билетах идет речь при невозврате денег потребителя. Михаил Акулов подчеркнул, что в РЖД также внедряется накопительная система бонусов, есть сезонные скидки.
При этом Акулов подчеркнул, что самым высоким спросом продолжаются пользоваться плацкартные вагоны, где стоимость проезда регулируется государством. И даже, несмотря на рост тарифа в этом году на 10 процентов. Акулов сожалел, что при повышении спроса железные дороги не могут полностью удовлетворить спрос, так как субсидия государства на перевозку пассажиров плацкартными и общими вагонами в течение трех лет остаются на прежнем уровне. И составляют 30 миллиардов рублей в год.
На фоне повышенного спроса на плацкарт существует угроза спекуляций билетами, признался он. Схема работает так: тех, кто осуществляет "посреднические" услуги, занимают несколько очередей в десятки касс и потом просто берут паспорт пассажира и оформляют его билет.
РЖД занимается выявлением этих людей, и они становятся частыми "гостями" сотрудников МВД на транспорте. На ряде вокзалов даже вывешиваются фотографии спекулянтов. Что касается электронных продаж, то здесь невозможно изменить реквизиты поездки при оплате билетов. Система устроена так, что, сдав билет в одной кассе, в ней же получить его уже на другое имя, не получится. Существует специальная программа, которая замедляет режим возврата билета на десять минут. А потом он появляется в общей базе данных, и может быть куплен уже в другом городе, сказал Акулов.
Уже в июле к традиционному поезду Москва - Адлер будут цепляться дополнительно восемь вагонов, которые будут следовать напрямую в Абхазию. Это даст возможность не ехать до Сочи, а там добираться на перекладных, а сразу сесть в Москве и добраться до Абхазии. Некоторое время назад уже ходили вагоны из Москвы в этом направлении. С июля оно возобновляется и в пригородном сообщении между Сочи и Сухумом. С 1 июля здесь также запустят электричку. В принципе инфраструктура, то есть пути отремонтированы, а вот пассажирская инфраструктура еще воссоздана не совсем, и над этим ведется работа, отметил Акулов.
На летний период спрос на перевозки растет, и ежесуточно уже сейчас отправляется 800 поездов. В пиковый период в августе, эта цифра поездов дальнего следования вырастет до 900. При этом есть рост спроса на поезд Санкт-Петербург - Хельсинки, который начал курсировать зимой. Однако закупать поезда для дальнейшего развития этого маршрута в РЖД не торопятся. Пока их достаточно.
А вот на направлении Москва - Санкт-Петербург высокоскоростных поездов не хватает. И в компании намерены закупить дополнительно еще восемь поездов типа "Сапсан". Есть планы по обновлению подвижного состава для вагонов, которые курсируют между Россией и Европой. Эти вагоны уже российского производства. И первые два будут поставлены в 2012 году.
Компания заказала 50 двухэтажных вагонов, которые будут готовы к 2014 году. Их намерены поставить по направлениям Москва - Сочи - Адлер. Они будут следовать со скоростью 160 км в час. Повысить скоростной режим РЖД намерена и на направлении Москва - Минск - Берлин, заменив вагоны на этом направлении. Речь идет об испанских вагонах "Тальго", которые могут ездить и по российским, и по европейским железным дорогам без смены колес. Как известно железнодорожная колея в России шире, чем в Европе.
Договор с "Тальго" был подписан в июле на поставку 7-20 вагонных поездов. И эти поезда ожидаются в ближайшие три года. Стоимость одного поезда от 14 до 20 миллионов евро за состав. Скорость во время пути не особо увеличиться. Главное здесь то, что пассажирам не придется высаживаться на границе и ждать смены колесных пар, что занимает довольно-таки длительный период времени.
Тем временем
Вице-президент РЖД Михаил Акулов вчера заверил, что дефицита билетов, несмотря на высокий сезон, по направлению к традиционным местам отдыха россиян на юге, нет.
Ежедневно производится мониторинг информации о билетах в реальном времени. Конечно, ощущается нехватка билетов на скоростные поезда. Есть высокий спрос на плацкарт, но в целом при желании уехать на юг, всегда можно купить билет, сказал Акулов. Другое дело, сколько он будет стоить. Ведь в первую очередь раскупают дешевые билеты.