Взрывы на хранилищах боеприпасов заставили военное руководство кардинально изменить подходы к обеспечению безопасности на ведомственных арсеналах.
Вчера эту тему подробно обсудили на коллегии минобороны. После недавних ЧП в Удмуртии и Башкирии можно было ждать разговора на повышенных тонах. Однако Анатолий Сердюков разноса генералам не устраивал, а целиком сосредоточился на мерах предотвращения новых взрывных инцидентов.
Судя по всему, они найдут отражение в Федеральной целевой программе утилизации боеприпасов на 2011-2012 годы и на период до 2020 года, работа над которой уже завершается. А пока министр обороны перечислил четыре главных проблемы, которые надо решить армейскому командованию.
Первая связана с так называемым человеческим фактором. Не секрет, что к погрузке-разгрузке боеприпасов нередко привлекают обычных солдат. Едва знакомые с техникой безопасности, они складируют снаряды и мины как попало, работают с порохами без должной осторожности. В результате случаются пожары и взрывы, гибнут люди. Министр потребовал, чтобы к службе на арсеналах допускали только компетентных специалистов. Для их стимулирования Сердюков предложил ввести систему дополнительных поощрений.
Кроме того, по словам главы оборонного ведомства, необходимо кардинально улучшить техническое обеспечение арсеналов и проверить, насколько они обеспечены средствами пожаротушения. В первую очередь это касается хранилищ, расположенных рядом с крупными городами и поселками. Из самих населенных пунктов объекты с боеприпасами решено вывести. Однако опасность в себе таят даже удаленные от жилых зон пункты утилизации взрывоопасных предметов. Достаточно вспомнить недавнюю трагедию в поселке Пугачево. Чтобы обезопасить людей от ее повторения, военные возьмут на вооружение технические новинки и используют опыт хранения и транспортировки боеприпасов зарубежных стран. Не так давно группа офицеров Минобороны России специально летала в Германию, чтобы изучить организацию такой работы в ФРГ.
Третья проблема связана с введением жесткого контроля за соблюдением мер безопасности на армейских арсеналах. Персонально отвечать за хранение боеприпасов теперь станут командующие военными округами. А проверять эти объекты - специальные комиссии минобороны. Анатолий Сердюков пообещал, что их выезды на склады будут постоянными, а проверки - внезапными. Министр хочет существенно изменить и сам порядок защиты взрывоопасных хранилищ. Сегодня их главным образом прикрывают подразделения ведомственной охраны. Полностью отказаться от таких часовых в ближайшее время вряд ли удастся. Но на многих объектах вохровцев вскоре потеснят современные технические средства охраны.
Наконец, Анатолий Сердюков потребовал улучшить взаимодействие военных с местными властями. По его мнению, это поможет контролировать ситуацию вблизи хранилищ боеприпасов и обеспечит режим запретных зон вокруг них. На случай пожаров и других чрезвычайных происшествий в каждом арсенале должен быть план совместных действий военных и гражданских служб.
Что сегодня происходит с хранилищами и складами боеприпасов, на коллегии доложил заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков. По его словам, продолжается расформирование баз хранения боеприпасов. В 2011 году под сокращение попадут 10 таких объектов. С семи баз и складов боеприпасы уже вывезли, работу на еще трех завершат в ближайшие месяцы
- У нас остаются еще 17 подобных объектов. До конца года оттуда вывезем для уничтожения наиболее опасные боеприпасы, в том числе реактивные снаряды, ракеты и мины, - доложил замминистра обороны.
Всего военные планируют сократить 115 из 161 ведомственного арсенала. После всех реорганизаций в Вооруженных силах останутся четыре головных хранилища боеприпасов и несколько десятков филиалов, которые превратят в современные логистические центры.