30.06.2011 17:51
Культура

На конкурсе Чайковского состоялись последние прослушивания скрипачей

XIV Конкурс Чайковского завершился
Текст:  Егор Ковалевский
Читать на сайте RG.RU

На сцене Большого зала филармонии в Петербурге состоялись последние прослушивания скрипачей. Выступили три участника: Джехье Ли, Итамар Зорман и Эрик Сильбергер.

Жюри уже вынесло свой вердикт, но он станет известен чуть позже, на церемонии награждения победителей, которая состоится в Москве. В Петербург конкурсанты вернутся в субботу 2 июля на Гала-концерт лауреатов.

Заключительный день конкурса все-таки добавил интригу в, казалось бы, уже прогнозируемый расклад. Если в предыдущие два дня лидером среди оставшихся конкурсантов был Сергей Догадин, то сыгравший в последний день конкурса концерт Чайковского Итамар Зорман заставил задуматься насчет того, кто все-таки получит первую премию. В своих предыдущих выступлениях выпускник Джульярдской школы музыки Зорман зарекомендовал себя как прекрасный камерный музыкант-интеллектуал, не сильно поражающий виртуозной техникой, но обладающий красивым и приятным тембром. Слышавшие его в первых двух турах в принципе представляли, как израильский скрипач может сыграть Берга, и с определенной долей скепсиса ждали, как он исполнит концерт Чайковского, который требует внешнего блеска и мельчайшей техники. Уже в первом вступлении солист преподнес сюрприз, сразу осадив быстрый темп и любовно проинтонировав каждую нотку. Так что первая часть, да и финал, представляли собой интереснейшее соревнование между оркестром, который провоцировал на весьма бодрое движение, и солистом, который никаким образом не поддавался на эти провокации. Получилось очень увлекательно и даже в какой-то степени захватывающе. 

Зорман - единственный из конкурсантов, кто продемонстрировал не столько технику, сколько интеллект. Даже первая, вроде бы цельная, тема финала прозвучала у него как диалог между плясовым фоном и внутренним личностным переживанием внешнего праздника. Чайковский получился без привычного глянцевого блеска, но убедительно и впечатляюще. Во второй части не стесненный рамками виртуозной техники Зорман оказался в своей стихии и выдал прекрасный образец тончайшей лирики. "Стояла как зачарованная", - делилась своими впечатлениями после выступления израильского скрипача торгующая в зале буклетами билетер. "Этот концерт он играет лучше всех, второе или третье место дадут", - вторил ей пожилой меломан. 

Два других участника последнего дня прослушивания показали себя, может, не столь ярко как Итамар Зорман, но заметно лучше своего предыдущего выступления в финале. Джехье Ли в Втором скрипичном концерте Бартока чувствовала себя более уверенно, нежели в Чайковском, и продемонстрировала очень осмысленную, четко выверенную игру. В заключении второго отделения Эрик Сильбергер довольно бодро, но не самым приятным тембром, сыграл концерт Брамса. Впрочем, и у него нашлись свои поклонники в зале, так что аплодисментами скрипачи обделены не были.   

Перед началом прослушиваний в пресс-центре филармонии состоялась встреча с членами жюри, приехавшими на третий тур. Анне-Софи Муттер, Максим Венгеров и Леонид Кавакос ответили на вопросы журналистов, высказали свой взгляд на проблему образования и культурного просветительства и поделились впечатлениями от конкурса. Анне-Софи Муттер отметила, что ей было очень приятно увидеть в Большом зале филармонии столько детей, пришедших на конкурсные прослушивания, из чего она сделала вывод, что в России молодое поколение даже больше интересуется классической музыкой, нежели в Германии. Много говорилось о том, насколько важна роль масс-медиа в формировании культурных ценностей, особенно у молодежи. Максим Венгеров, перефразировав известную фразу, тонко подметил, что "мы есть то, что мы слушаем".

Музыка