Парламентская оппозиция мучается вопросом - почему одни законопроекты, совсем свежие, не пролежавшие в думском портфеле и двух недель, немедленно включаются в повестку, а другие, в необходимости которых, казалось бы, не сомневается никто, блокируются.
Непонятным и удивительным показался депутатам фракции КПРФ стремительный выход на пленарное заседание палаты законопроекта, который внес в Госдуму и.о. председателя Совета Федерации Александр Торшин, предложивший утвердить принцип приоритетности решений Конституционного суда РФ над решениями Европейского суда по правам человека. Документ только 16 июня был зарегистрирован в нижней палате, а на 1 июля запланировано его первое чтение. Фракция КПРФ уже заявила о том, что будет голосовать против торшинской инициативы. Коммунисты даже подали на автора в суд - сразу в Верховный и Тверской районный города Москвы. "Мы не можем и не должны вести себя так, чтобы противопоставлять себя Европейскому сообществу, членом которого наша страна является. Если для всех других европейских стран решение ЕСПЧ является обязательным, то почему оно не должно быть таковым для нашей страны - это совершенно непонятно и нелогично", - сказал зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Куликов.
Вполне солидарны с думцами и российские правозащитники, которые в своем письме призвали депутатов Госдумы отвергнуть законодательную инициативу Торшина как покушающуюся на основы конституционного строя России, создающую угрозу правам и свободам большого числа граждан и дискредитирующую нашу страну. В обращении отмечается, что положения внесенного законопроекта вообще не могут рассматриваться, поскольку вступают в противоречие с российской Конституцией, которая "четко и недвусмысленно устанавливает приоритет договорных норм по сравнению с национальным законодательством, предоставляет возможность физическим и юридическим лицам прямо ссылаться при защите своих прав и законных интересов на общепризнанные пакты и конвенции".
Вчера же парламентское большинство оценило профессионализм председателя Центробанка Сергея Игнатьева. Отчет ЦБ за 2010 год на вчерашнем пленарном заседании Госдумы принят к сведению. Похвальных слов для Игнатьева "единороссы", знающие толк в финансовой теме, не жалели. Они отметили, что "практически все целевые количественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2010 год в рамках четвертого варианта, предполагающего цену на нефть в размере 80 долл. за баррель, были выполнены".
Положительной оценки депутатов профильных думских комитетов заслужили действия Банка России "по сокращению мер, введенных в острую фазу кризиса, при одновременном сохранении стимулирующей денежно-кредитной политики, направленной на поддержание и расширение внутреннего спроса". Большинство думцев посчитало, что руководство ЦБ "адекватно и своевременно" учитывало изменение макроэкономической ситуации и корректировало инструментарий Банка России при проведении денежно-кредитной политики в течение 2010 года. С удовлетворением было принято заявление Сергея Игнатьева о том, что в 2010 году "постепенно снижалась острота проблемы "плохих долгов". В своем отчете глава ЦБ сообщил, что доля просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению снизилась за 2010 год с 6,2 процента до 5,7 процента. А прибыль банковского сектора увеличилась от 205 миллиардов рублей в 2009 году до 573 миллиардов рублей в 2011-м. Прибыль самого ЦБ, по словам Игнатьева, в 2010 году составила 204 миллиарда 265 миллионов рублей. Депутаты поинтересовались доходами самих банкиров и их близких родственников. "Я декларирую доходы. Что касается остальных сотрудников, то я сделаю такое предложение", - пообещал Игнатьев, заметив, что не знает, как к этой идее отнесутся его коллеги. Нашлись и другие плюсы в работе ЦБ. Народные избранники полагают, что Банку России в целом удалось обеспечить устойчивость рубля в 2010 году - "повышение гибкости курсообразования и использование Банком России механизма целевых интервенций способствовали снижению привлекательности использования спекулятивных стратегий на внутреннем финансовом рынке".
Однако и без критики не обошлось. Депутаты пожурили Игнатьева за отсутствие в отчете детального анализа причин высокого уровня инфляции в национальной экономике, посчитав "не вполне объективной ситуацию, когда высокая инфляция 2010 года обуславливается в основном природными катаклизмами и проблемами в сельскохозяйственном секторе".
Попросили думцы у Игнатьева и объяснений по поводу большого оттока частного капитала из России уже в первом полугодии 2011 года, который составил за первые пять месяцев 35 миллиардов долларов. "Есть ожидания у участников валютного рынка, что положительное сальдо текущего счета платежного баланса будет уменьшаться, поэтому возможны риски ослабления рубля в недалекой перспективе, - назвал причину Игнатьев, уточнив, что это не его мнение, а ожидания участников рынка, в основе которых лежит высокая вероятность снижения цен на нефть, а также высокие темпы роста импорта.