Итак, 1 июля Беларусь, Россия и Казахстан переместят весь таможенный контроль на внешнюю границу нашего Таможенного cоюза, а внутри его начнут действовать единые пошлины и налоги на ввозимые товары. О том, какой это громадный прорыв в экономических отношениях между государствами, "СОЮЗ" писал не раз. А как это новшество повлияет на повседневную жизнь граждан Союзного государства? Корреспондент "СОЮЗа" решил лично изучить, что, к примеру, теперь изменится в работе крупнейшего в Беларуси авторынка Малиновка близ Минска. Ведь автомобильная тема напрямую касается миллионов россиян и белорусов.
Ау, покупатели!
...Конец июня, жарко, а Малиновка забита иномарками. Но покупателей почти не вижу, да и продавцов можно сосчитать по пальцам одной руки. Лишь бумажки с телефонами за ветровыми стеклами авто, выставленных на продажу, свидетельствуют о наличии хозяев. А ведь еще полтора года назад эта площадь гудела словно улей и выглядела одним из самых оживленных мест белорусской столицы. За машинами сюда приезжали покупатели из очень многих регионов России, включая даже "праворульную" Сибирь и Забайкалье. Дело в том, что таможенное оформление иномарок в Беларуси осуществлялось по ставкам значительно меньшим, чем в России. При этом, если автомобиль растаможивался в Беларуси, то в России оставалось только получить номера. Очень было выгодно гнать в Москву "европейки" именно из Минска. Даже Калининград тогда завидовал.
С 1 января 2010 года Россия залатала эту брешь, поменяв правила. С этого дня все пригнанные из Европы в Беларусь иномарки и далее проследовавшие в Россию, требовалось растаможивать еще и по российским ставкам. Разница существенная. Напомню: в Беларуси таможенные пошлины до сих пор не превышают 0,45 евро за куб. см объема двигателя, а в России они с 2009 года гораздо больше - от 1,2 до 5,8 евро в зависимости от возраста иномарки и объема двигателя.
Оставалась, впрочем, одна лазейка: авто, ввезенные и растаможенные в Беларуси до 1 января 2010 года, по-прежнему можно было ввозить в Россию беспошлинно.
Что меняется?
Итак, бесплодно побродив по безлюдной Малиновке меж скучных рядов "Мерседесов", "Опелей", "Фольксвагенов", "БМВ" и "Ауди", мне удалось отыскать одинокого продавца, представившегося Николаем. Он любезно согласился ответить на вопросы.
- Скажите, - спросил я, - почему на некоторых машинах висит табличка "Проходит на Россию", а на других ее нет?
- Это авто, либо купленные в белорусских автосалонах, либо ввезенные в нашу страну и растаможенные до 2010 года. Их можно смело покупать и гнать в Россию. Никаких иных таможенных процедур уже не потребуется.
- А все прочие?
- Для всех прочих иномарок, если их купит россиянин, потребуется таможенная очистка в России.
- Насколько это обойдется дороже?
- В среднем на 4 тысячи евро.
- Что поменяется после 1 июля?
- С 1 июля таможенные пошлины в Беларуси сравняются с российскими. Плюсик в том, что уже без разницы, где растаможивать автомобиль - у нас или у вас. Хотя у нас эта процедура вроде бы попроще.
- Как частные торговцы автомобилями готовились к 1 июля?
- Это вторая волна массового завоза авто в Беларусь. Первая, по известным причинам, случилась накануне 2010-го. Уже полгода автодилеры трудятся ударными темпами. Некоторые даже продавали собственные квартиры, чтобы ввезти в страну побольше машин и успеть растаможить их по старым тарифам. Видите, что творится? - Николай обводит рукой авторынок. - Машин много, на любой вкус, а покупателей, увы, нет.
- Вы считаете, что теперь россияне перестанут ездить в Минск за иномарками?
- Нет, не считаю, при всем сегодняшнем пессимизме.
- Почему?
- Потому что у нас легче выбрать качественную подержанную иномарку из Европы, чем в России. У вас продавцы пишут "Без пробега по России", тем самым пытаясь поднять качество товара. У нас даже "с пробегом по Беларуси" можно брать смело, поскольку и дороги отличные, и качество сервиса выше. Да и дешевле...
Он прав - дешевле
Итак, что мы имеем сегодня на "автомалиновке" и сравнимо ли это с российскими ценами?
Пятилетний нерастаможенный "Сузуки Гранд Витара" с пробегом меньше 100 тысяч км и неисправным двигателем (так написано) ожидает покупателя за $11 900.
В России за такую цену и с таким пробегом (правда, с исправным двигателем) торгуют только 11-12-летними Витарами.
А вот растаможенный семилетний "Фольксваген Лупо" с пробегом 100 тысяч км. Его в Минске продают за $4440. В России такой автомобиль тянет на $7-8 тысяч.
А это раскалившийся под минским солнцем нерастаможенный Volvo XC90 выпуска 2007 года и пробегом 123 тысячи км. На ценнике: $27 800. В России такой продают за $35-45 тысяч...
Ну и так далее.
...Еще, настоятельно предупреждал меня автодилер Николай, российским покупателям следует опасаться криминала и недобросовестных продавцов.
- Чтобы не обманули, - сказал он, - достаточно соблюсти несколько простых правил, главные из которых такие: внимательно изучайте документы и тщательно осматривайте машину.
В правдивости его слов корреспондент "СОЮЗа" убедился уже на другой день, прочитав сообщение агентства БелаПАН, в котором говорилось, что Бюро криминальной полиции Литвы задержало шесть человек, обвиняемых в переправке в Беларусь нескольких сотен угнанных за границей автомобилей. Среди задержанных был даже вильнюсский пограничник пункта пропуска "Медининкай".
Леонид Досов, начальник Брестской таможни:
- Теперь, естественно, повысится ответственность, так как белорусская граница станет внешним контуром всего Таможенного союза. Таможенный союз - это прежде всего четкая работа таможенных служб. И я уверен, что проблем не возникнет, так как для белорусских таможенников никаких неясностей нет. Вся инфраструктура, технические средства, личный состав полностью готовы к увеличению потока грузов, пересекающих границу.
Кстати
В Беларуси планируется в ближайшее время построить полноценный автозавод, с конвейеров которого станут сходить иномарки по приемлемой цене.