В большинстве наших литературных премий каждый год мелькают одни и те же имена, теперь все повадились отмечать и круглые даты своих проектов. В мае мы узнали лауреата "СуперНацбеста", а теперь готовимся к "Русскому Букеру Десятилетия".
В этом году "Русский Букер" не назовет победителя за 2011 год, зато подведет итоги своей предыдущей работы. Такая ситуация возникла потому, что перед началом нового сезона старейшая русская литературная премия лишилась спонсора и могла навсегда прекратить свое существование. По словам оргкомитета, восстановить ее было бы невозможно по ряду причин. Но выход был найден, и в конце мая об этом сообщил секретарь премии Игорь Шайтанов. Он также предпочел не называть имя нового спонсора, ограничился лишь комментарием о том, что это - "новая компания, которая нуждается в рекламе".
Теперь все карты раскрыты, генеральным спонсором премии стала "Российская корпорация средств связи", производитель доверенного телекоммуникационного оборудования. Пока остается непонятным, сколько продлится сотрудничество "Русского Букера" с новым спонсором. Предыдущие попечители подписывали контракт на пять лет.
Чего только ни говорили после того, как победителем "Русского Букера" за 2010 год стала Елена Колядина с романом "Цветочный крест". Андрей Немзер написал: "Хуже не было. И не будет... Случилась катастрофа". Позже газета "Книжное обозрение" вручило ей антипремию "Полный абзац", которая присуждается за самые сомнительные достижения в области книгоиздания. Кто-то поговаривал, что именно после такого громкого скандала спонсоры отказались от "Русского Букера". Но на пресс-конференции Игорь Шайтанов сообщил, что спонсора они потеряли еще до того, как стал известен лауреат. Александр Кабаков прокомментировал это так: "Жюри могло бы выбрать говорящую собаку из рассказа и наградить. Спонсорам все равно".
Впрочем, злые и добрые языки могут говорить все что угодно. А потерять старейшую литературную премию было бы немного грустно. С начала существования ее обвиняли в скучности, теперь - в скандальности. Но так или иначе, она привлекает внимание когда-то самой читающей страны к литературе.
В связи с тем, что премиального сезона за 2011 год не будет, в следующем (все надеяться, что ежегодная премия состоится) членам жюри придется выбирать победителя из произведений за два года.
В 2001-м премия уже объявляла одного "Букера десятилетия", хоть тогда он и выбирался из финалистов за девять лет и победителем стал роман Георгия Владимова "Генерал и его армия". В этот раз в длинный список войдут финалисты, а не лауреаты премии, с 2001 по 2010 год. И если тогда победителя выбирал председатель жюри, то теперь все члены жюри будут голосовать. Получается, что пятьдесят человек должны выбрать из шестидесяти произведений по пять каждый - это будет первый этап. Возможно, не все бывшие члены жюри захотят принимать участие, поэтому их количество может меняться. Из этого счетная комиссия составит рейтинг не менее, чем из пяти произведений. Шорт-лист будет обнародован в начале ноября и отправлен снова всем членам жюри. Так как все прекрасно понимают, что тех, кто возьмется перечитать весь длинный список, просто не найдется, но в то же время надеются, что к короткому отнесутся более серьезно. Среди номинантов: Людмила Улицкая "Казус Кукоцкого", Татьяна Толстая "Кысь", Владимир Сорокин "Лёд", Василий Аксенов "Вольтерьянцы и вольтерьянки", Владимир Шаров "Будьте как дети", Захар Прилепин "Санькя", Ольга Славникова "217", Михаил Елизаров "Библиотекарь", Мариам Петросян "Дом, в котором...", Олег Зайончковский "Счастье возможно".
"Русский Букер Десятилетия" будет отличаться от обычного и тем, что в ежегодной премии могут принимать участие только ныне живущие авторы, здесь же - нет такого критерия.
Кстати, английский "Букер", аналогом которого стала наша премия, уже играл в лучшие романы двадцати пяти лет ("Букер Букеров") и сорока лет ("Лучший из Букеров"), и в том и в другом случае премия досталась Салману Рушди за роман "Дети полуночи".
Посмотрим, кто в почете у нашего жюри.