01.07.2011 00:43
Экономика

Андрей Бельянинов: С российско-казахстанского и российско-белорусского участков границы уйдут все таможенники

Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов дал эксклюзивное интервью "Российской газете"
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №141 (5517)
Читать на сайте RG.RU

Российские таможенники готовы перейти на облегченный режим пересечения границы России и Украины на морском переезде через Керченский пролив. Но это в перспективе. А сегодня полностью будет снят таможенный контроль внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

О том, как изменится работа таможенников, какие преимущества получат граждане трех стран, "РГ" рассказал руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.

Российская газета: Андрей Юрьевич, сегодня полностью снимается таможенный контроль на российско-казахстанской границе. Ваша служба готова к этому?

Андрей Бельянинов: Да, таможня готова. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Все таможенники уйдут с российско-казахстанского и российско-белорусского участков границы. На российско-казахстанском участке таможенные органы прекратят таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений также будут прекращены остававшиеся до последнего времени операции по контролю за транзитом. А сами пункты ликвидированы.

РГ: Останутся ли какие-то видимые признаки белорусско-российской и российско-казахстанской границы?

Бельянинов: На белорусской границе "шлагбаумы будут полностью сняты". Там вообще не останется никаких признаков государственной границы, поскольку с Беларусью Россия уже прошла длительный этап интеграции в рамках Союзного государства. На казахстанской - пока останутся пограничники, поскольку миграционное и другие виды национальных законодательств еще предстоит уницифировать.

РГ: Но есть опасность, что на российский рынок может хлынуть контрабанда. Какие механизмы контроля предусмотрены?

Бельянинов: Полностью сохраняется таможенный контроль по внешнему периметру Таможенного союза. В зоне своей ответственности его будут осуществлять российские, белорусские и казахстанские таможенники. Плюс российские специалисты в качестве наблюдателей останутся на белорусском и казахстанском участках внешней границы Таможенного союза.

Большое значение для контроля имеет обмен информацией. По нашей инициативе три таможенные службы будут обмениваться основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории. У нас также сохраняется возможность контролировать товары, которые прошли таможенное оформление, в форме так называемого постаудита.

РГ: Год назад Казахстан настоял на сохранении 400 ставок ввозных таможенных пошлин для отдельных товаров, которые сильно отличаются от ставок Единого таможенного тарифа? Как будут контролировать эти исключения после ликвидации контроля на казахстанско-российской границе?

Бельянинов: С 1 июля Казахстан приводит импортные пошлины на большинство товаров в соответствие с единым тарифом. Оставшиеся касаются в основном лекарств и медоборудования. Контроль по ним будет осуществляться в процессе сертификации.

РГ: В Казахстане сегодня более благоприятные условия для развития бизнеса, особенно налоговый режим. Не ринутся ли российские предприниматели регистрироваться и платить налоги в этой стране?

Бельянинов: Безусловно, бизнес - там, где ему лучше, где ему выгоднее. И никакими границами, барьерами его не удержишь. Но мы сейчас и работаем для того, чтобы выравнять условия для бизнеса на всей территории Таможенного союза.

РГ: На какие главные перемены с 1 июля вы бы обратили внимание миллионов граждан России, Белоруссии и Казахстана?

Бельянинов: Мне кажется, граждане только приветствуют исчезновение границ и таможенных барьеров. Кроме тех, кто переживает отсутствие "дьюти фри", когда летят из Москвы в Астану.

Еще недавно наша большая страна была единой территорией. У нас остался общий язык, общая культура. И с созданием единого экономического пространства мы возвращаемся к свободе передвижения, свободе торговли. Мы видим, что только за год работы Таможенного союза товарооборот между тремя странами значительно вырос. Рассчитываем, что с 1 июля эта тенденция сохранится.

РГ: И как в новых условиях будут взаимодействовать таможенные службы?

Бельянинов: Мы и раньше прекрасно сотрудничали. Ежемесячно встречались для рассмотрения десятков разных проблемных вопросов. По большинству принимались решения, которые становились обязательными для исполнения нашими таможенными службами.

Буквально на днях произошло очень важное событие - Комиссия Таможенного союза узаконила, если можно так сказать, объединенную коллегию Таможенного союза, состоящую из первых лиц трех национальных таможен. И сейчас мы пересматриваем план заседаний коллегий ФТС России. С июля 2011 года они будут проходить в трехстороннем формате. Но, чтобы экономить государственные средства, будем брать пример с Комиссии Таможенного союза и работать, как она, в видеорежиме. Думаю, на ближайшей коллегии мы дадим оценку первым неделям работы в новых условиях.

РГ: Какие еще проблемы остаются, которые вам предстоит решить после 1 июля?

Бельянинов: Среди них я бы назвал работу по совершенствованию таможенного законодательства, которую нельзя считать завершенной. Еще большая часть таможенных правоотношений регулируется на национальном уровне. В Таможенном кодексе Таможенного союза - почти тысяча отсылок на национальное законодательство. Чтобы свести их к минимуму, сейчас создается рабочая группа в рамках Комиссии Таможенного союза по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза. Затем потребуется доработка также и российского закона о таможенном регулировании.

РГ: Как в условиях интеграции будет учитываться мнение бизнеса?

Бельянинов: Обратная связь очень важна. Нам серьезно помогают замечания и пожелания бизнеса. К примеру, в преддверии 1 июля, в ФТС России прошло заседание общественно-консультативного совета, на котором с бизнес-сообществом мы обсудили волнующие его темы.

Новые условия работы в рамках Таможенного союза диктуют новые формы взаимодействия. Мы будем привлекать некоммерческие объединения бизнес-сообщества к подготовке нормативно-правовой базы. Перечень таких объединений утвержден российским правительством. Это Торгово-промышленная палата РФ, Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России". Из федеральных органов исполнительной власти такой порядок установлен только для ФТС России. Нами уже разработаны и переданы представителям бизнес-сообщества предложения о механизме такого взаимодействия. Уверен, что это повысит эффективность сотрудничества ФТС России с предпринимателями.

РГ: Со свободным перемещением граждан в рамках Таможенного союза - понятно, а как обстоят дела с упрощением передвижения граждан между Россией и Украиной?

Бельянинов: Упрощение таможенных процедур, связанных с передвижением наших граждан - задача, которую поставили нам руководители двух стран. Таможенный контроль пассажиров поезда "Киев - Москва" теперь производится в ходе следования. Есть морской переезд через Керченский пролив. Через этот участок границы идет большой товарооборот, передвигается большое количество физлиц. И здесь мы готовы перейти на облегченный режим, но надо еще развивать порт, увеличивать хотя бы сезонно количество паромов, курсирующих там.

РГ: С отменой внутренних таможенных границ, ликвидируются 36 таможенных постов. Какие ожидаются сокращения?

Бельянинов: В силу объективных причин у нас почти 3,5 тысячи человек уходит. Тревога за их судьбы сохраняется. Люди увольняются как раз там, где с трудоустройством - проблемы. На границах не так много рабочих мест. Мы старались и будем стараться помочь нашим сотрудникам. Обращаемся за содействием к полпредам, губернаторам, к руководителям других служб в этих регионах.

РГ: Это не последнее сокращение на таможне?

Бельянинов: Не последнее. Мы ничем не отличаемся от других федеральных органов, перед которыми также стоит задача по сокращению численности сотрудников. Сейчас у нас реализуется концепция "таможня на границе", многие внутренние таможни себя изжили и будут преобразованы в центры таможенного оформления. Это подразумевает уменьшение бюрократических процедур, использование современных технологий, что, естественно, влечет за собой сокращение персонала.

ВЭД ФТС