Жара. Июль. Из-за неработающих кондиционеров церемония Московского кинофестиваля прошла сжато и без концертных и музыкальных излишеств. Победители с призами покидали киноцентр "Пушкинский" и спешили к живительной прохладе Москвы-реки, где гостей фестиваля ждали шатры с напитками со льдом и русской снедью.
Эти близ-интервью и брались в ожидании шаттлов, доставлявших гостей на финальный банкет.
Липкая ложь "Шапито"
Обмывать спецприз 33-го Московского кинофестиваля режиссер российского фильма "Шапито-шоу", который по просьбе зрителей во время кинофестиваля показали трижды, со своей "съемочной коммуной" Сергей Лобан начал прямо в кинотеатре: слишком дорого далась победа.
- Сергей, с какими производственными издержками вы столкнулись, снимая фильм?
- Мы все толком не разработали, поэтому делали, как получалось. В результате вылезли за рамки бюджета. Тогда мы решили выбросить несколько сцен. Например, отказались от съемок в поезде, где отец (которого сыграл Петр Мамонов) едет с сыном. Для съемок этой сцены надо было брать целый поезд и гонять по кругу ради секундной сцены.
- Этот проект независимый - в каком плане?
- Независим в том плане, что никто не ограничивал авторскую свободу. Это - авторский фильм. Наши устремления были направлены в ту сторону, в которую устремлялись и продюсеры - к большой аудитории.
- Какой?
- Молодежной.
- Для тех, кто фильм не видел - о чем он?
- Мы говорим о людях, которые живут сейчас. Мы сами по себе являемся людьми советскими и людьми, которые живут здесь и сейчас. Не стоит смешивать два мира. Стоит жить в том мире, который ты предпочитаешь.
- "Шапито - шоу" - это мифология?
- Это мифология и логотип.
- Очень органично показана сегодняшняя действительность.
- Мы брали вещи, которые понимали: любовь, дружбу, коллектив…
- Что вас интересует в коллективе?
- Человек делится на внутреннего и внешнего. Внутри один, снаружи - другой. Нам интересно, что при внешних событиях, внешней встрече происходит с человеком внутри.
- Ваши любимые фильмы?
- "Супер перцы". "Немножко беременна". Смотрю их и плачу. На экране простые эмоциональные отношения. Когда все вокруг развалилось, на открытом месте осталась одна эмоциональность.
- Вы проповедовали движение за анонимное и бесплатное искусство. До сих пор придерживаетесь этих взглядов?
- Через анонимное и бесплатное искусство должен пройти каждый творческий человек. Очень важно, чтобы в творчестве был период безответственности. Когда творцы не отвечают за то, что делают. В реальной жизни это сложно соблюсти - мы социализируемся.
- На какие деньги снят фильм?
- На частные инвестиции.
Кино началось, когда развелись родители
Литовский режиссер Саулюс Друнга получил приз за фильм "Анархия в Жирмунае"( конкурс "Перспективы").
- Что вы заканчивали?
- В принципе я даже школу плохо закончил. С двойками. У вас есть такое понятие, как "волчий билет"?
- А как же!
- Так вот у меня был такой аттестат!
- По какому предмету вас так наказали?
- По литовскому языку. Наши учителя-коммунисты вывернули "шкуры" и стали патриотами. Я с ними воевал.
- Когда занялись кино?
- Кино у меня началось, когда развелись родители. Я должен был проводить время с отцом, а отцу со мной было неинтересно, и он меня отводил в кино. Потом ему надоело меня водить в кино, и он купил видак. Это было во времена, когда в СССР широко распространилось пиратское видео.
- Что смотрели?
- В голове осталась смесь от фильмов.
- Как вас пригласили на московский кинофестиваль?
- Мы продавали наш фильм на Каннском кинофестивале. Это моя первая картина, где я выступил режиссером. Кроме того, это первое участие в конкурсе, и сразу приз!
Мой первый приз
Лучшей актрисой стала Урсула Грабовска - за фильм "Иоанна" (Польша).
- Я посвящаю награду режиссеру фильма Феликсу Фальку и всем, кто работал над фильмом, - сказала Урсула Грабовска. - Это была моя первая большая работа в кино и первый мой кинофестиваль. Для меня это важный опыт. Это подтверждает еще и то, что есть невербальный способ передавать важное содержание. Актеров нигде так не ценят, как в России. У нас в Польше много киномастеров, но я уделяла большое внимание системе Станиславского.
Это важно для Испании
Режиссер и продюсер Альберто Мораис получил главный приз "Золотого Георгия" за лучший фильм, которым признана картина "Волны" (Испания).
- Что для вас означает победа?
- Это значит, что проделана хорошая работа.
- Думали ли вы, что ваш фильм одержит победу?
- Нет. На московском кинофестивале много хороших фильмов.
- Что вдохновляло вас во время работы?
- То, что это важно для Испании.
Ботинки для родителей
Приз за режиссуру получил молодой режиссер Вонг Чинг По из Гонконга за фильм "Месть. История любви".
- Кому ты посвящаешь этот приз?
- Я благодарю своих родителей, которых давно не приглашал на ужин.
- Почему?
- Я живу с папой и с мамой. Но когда ведешь ночной образ жизни, их мало видишь: когда я ложусь спать, они уже встают, а когда встаю, они уже ложатся. И когда я вернусь, то потру свои белые ботинки, состарю их, чтобы родители увидели, что я вернулся домой из далекой поездки.
- Понравилась ли Москва?
- Да. Москва величественна.