03.07.2011 19:50
Культура

Обладателем Гран-при конкурса Чайковского стал 20-летний пианист Даниил Трифонов

Вокалисты на Конкурсе Чайковского подвели свои итоги
Текст:  Владимир Дудин
Читать на сайте RG.RU

Последней точкой в XIV конкурсе Чайковского стало выступление лауреатов в Концертном зале Мариинского театра. Здесь и объявили последнюю новость - обладателем Гран-при стал 20-летний пианист Даниил Трифонов.

Концертный зал Мариинского театра на гала-концерте лауреатов Конкурса Чайковского был переполнен. Правда, среди гостей было заметно меньше селебрити из мира академической музыки, слушавших эту же программу в Москве. Из членов жюри были скрипач Сергей Стадлер и тенор Владимир Атлантов. Оба отделения концерта прослушал и вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский.

В самом конце программы выступал пианист Даниил Трифонов: играл II и III части Первого фортепианного концерта Чайковского в сопровождении оркестра Мариинского театра и два биса (Вальс (ля-бемоль мажор) Шопена и "Кампанелла" Листа). Часть зала к этому времени была вынуждена разбежаться, чтобы успеть на метро (концерт начали с задержкой почти на сорок минут). Маэстро же Гергиев оставил только что завершившего свое выступление Трифонова на сцене и тотчас объявил его обладателем Гран-при.

Гала-концерт продемонстрировал логику решений жюри, в частности, в номинации "Сольное пение". Корейский бас Джонмин Парк подтвердил свою первую премию, проникновенно исполнив ариозо короля Рене из "Иоланты" Чайковского, выстраивая в мелодических линиях плавные кантилены, объемно озвучивая каждую ноту, прицельно рассчитывая кульминации. Уроки бельканто, полученные им в академии Ла Скала у Луиджи Альвы, Ренато Брузона, Миреллы Френи и Лючаны Сера, усвоены на твердую пятерку. Хотя ему еще предстоит поработать над укреплением нижнего, собственно, басового регистра. Главное, чем Джонмин поразил в Чайковском, был отлично артикулированный и осмысленный русский язык.

Певец рассказал, что выучил его, слушая записи Евгения Нестеренко: "Для баса в русской музыке написано много арий и романсов, которые проникают мне глубоко в сердце". Джонмин Парк уже сотрудничает с Гамбургской Штаатсопер, а в ноябре и декабре у него дебют в Венской опере в партии Колина в "Богеме". Отлично усвоенным русским в сцене письма Татьяны поразила на конкурсе и кореянка Сун Янг Сео, студентка Высшей школы музыки Роберта Шумана в Дюссельдорфе - лауреат первой премии в "Сольном пении" среди женщин, хотя на гала-концерте она спела арию Валли из одноименной оперы Каталани. 
Результаты конкурса, таким образом, наглядно показали, как стремительно азиаты вырвались в лидеры на поле оперного искусства. Их пассионарность на пути освоения европейского наследия, основанная на природной силе и выносливости, помноженных на правильную школу открывают им безграничные возможности. К корейцам в этом году добавились и монголы, двое из которых вышли в финал, но вторая премия досталась лишь Амартувшину Энхбату, баритону, изумившему своим богатым, красивым, темброво насыщенным и хорошо ограненным звуком. Хотелось бы, конечно, на таком конкурсе в следующий раз услышать и больше европейских участников. И Оргкомитету ради повышения международного статуса этой номинации хорошо бы заранее этой проблемой озаботиться.

С русскими певцами на этот раз все получилось совсем печально, хотя по замечанию Ренаты Скотто, сегодня в мире "везде русские". Среди участников первого и второго туров было несколько кандидатов, потенциально способных выдержать конкуренцию, но масса технических проблем выдавали непрочность полученной ими школы. Неудивительно, что западный блок жюри декларативно поддержал корейцев. Но была и среди русских певица, которая, как казалось, без вопросов шла к победе: Ольга Пудова, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. Возможно, ее подвела чрезмерная яркость, даже ослепительность подачи. В финале Пудова должна была исполнить одну из сложнейших арий мирового репертуара - Цербинетту из "Ариадны на Наксосе" Штрауса.

К слову, несколько членов жюри были чрезвычайно удивлены такому итогу компьютерного голосования, при котором Пудова выпала из состязаний. Зато в финале непонятным образом оказалась бледная, технически слабая сопрано Ангелина Никитченко, спевшая и Гориславу, и Татьяну ниже допустимой нормы. Стоило ли брать ее в финал, чтобы не удостаивать никакой премии? Ничего не получила и кореянка Джунг Нан Юн, откровенно плохо спевшая арию Царевны-Лебедь из "Сказки о царе Салтане" Римского-Корсакова.

С прицелом попасть в финал выступали и два питерских участника - колоратурное сопрано Надежда Кучер и баритон Борис Пинхасович. Сопрано даже взяла на второй тур такой адский вокальный кунштюк как "Тему с вариациями" Проха, где что ни вариация, то новый штрих, новая головоломная виртуозная задача. Но тут, вероятно, сработал фактор вкуса: мягкий, лирический, хотя и с резковатыми призвуками тембр голоса Надежды Кучер не во всех номерах приглянулся жюри. Хотя белорусскую песню "Купалинка" Надежда спела а капелла очень хорошо. Борис Пинхасович при всех достоинствах своего приятного баритона, к сожалению, испортил впечатление напряженным лицом.

На это раз на Конкурсе Чайковского новой Каллас или Атлантова не появилось, но, может, они появятся в следующий раз? Будем ждать.  

Музыка