Что дать почитать детям во время летних каникул? Увлекательная книга о выдающихся людях будет в самый раз.
В нашем мире произошло столько необычных историй, что порой не надо сказочных чудес и диковинок. Когда-то тысячи гостей, среди которых были и знаменитые писатели и поэты, посещали замок Монте-Кристо, созданный по заказу Александра Дюма, создателя "Трех мушкетеров" и множества других бессмертных романов. Жизнь великого Цезаря не зря стала основой для множества фильмов. Столетия назад философы надеялись, что далекая Америка станет идеальным местом для тех, кто ищет Истину. Но нам остается верить в глобальную справедливость - пока среди светил держат путь звездные сыщики…
Слон как пресс-папье
Кто из нас не читал роман "Граф Монте-Кристо"? Или, по меньшей мере, не смотрел одну из многочисленных экранизаций и не слушал радиопостановок? Но при этом немногие - даже взрослые и эрудированные люди - знают о том, что замок Монте-Кристо существует до сих пор.
В книге подробно рассказывается о том, как прославленный писатель Александр Дюма, написавший "Графа Монте-Кристо", восторженно принятого читателями, объявил о том, что будет строить одноименный замок, и поручил это дело архитектору Дюрану. "Замок "Монте-Кристо" был возведен в фантастически короткие сроки. Трехэтажная вилла в центре английского парка явила собой ошеломляющее строение, которое соединяло сразу все стили и направления в архитектуре. Вся крыша была утыкана флюгерами. Над центральным входом красовался девиз писателя: "Люблю тех, кто любит меня!"
На каждом этаже было по пять комнат. И ни одна не повторяла другую. Восток и Запад, Египет и Древний Китай были представлены мебелью и различными безделушками - в самых невероятных сочетаниях. Фриз вокруг дома состоял из скульптурных изображений великих людей: Гомер и Софокл, Шекспир и Гёте, Байрон и, разумеется, сам Дюма. По замку (и по всему поместью тоже) можно было бродить часами, делая для себя все новые и новые открытия".
Не менее интересны истории о жизни Андерсена. Так свое семидесятилетие великий сказочник (при участии многочисленных поклонников) отпраздновал по-особому: "Каждое блюдо на столе было названо в честь какой-нибудь его сказки, например: индейка - "На утином дворе", дичь - "Дикие лебеди". В Королевском театре в честь Андерсена поставили спектакль по его пьесе, а в Королевском саду было решено поставить памятник Андерсену".
К достоинствам книги можно отнести и многообразие иллюстраций - в их число входят работы прославленных художников на сюжеты "Ромео и Джульетты", "Короля Лира", "Гамлета", "Дюймовочки", а также фотографии достопримечательностей и мест, где происходили описанные в произведениях события.
И эти размышления часто парадоксальны, что не удивительно: дети - изрядные мастера по части парадоксов: "Право же, это так банально, что все воры выглядят одинаково. Зато если хотя бы некоторые из них принадлежали к четвероногим и прочим …ногим, это - совсем другое дело!"
Действительно… А вот неплохой способ прекратить войны: "Как забавно встретить существо ростом футов этак сто! Такому слон покажется пресс-папье, а крокодил - жалкими ножницами! - И как же ваши расы будут общаться с другом?.. - Ну, война, я думаю, исчезнет раз и навсегда. Когда ты можешь одним ударом кулака уничтожить целый народ, трудно говорить о военном паритете. Но все остальное, в том числе интеллектуальные прения, будет вполне допустимо в нашем идеальном мире, ибо мы просто обязаны позволить всем, независимо от их роста, проявить свои интеллектуальные возможности…"
Одержимые успехом
Геворкян часто подчеркивает не только неоднозначность некоторых поступков этого политика, но и своеобразие управленческого курса и идеологии самого Рима. Цезарь отличался отменной памятью и не был склонен ко всепрощению, хотя и часто миловал своих поверженных недоброжелателей. Однако именно ему пришлось убедиться, что милосердие к разгромленным врагам делает из них опасных тайных недругов, - в заговоре, ставшим для него роковым, участвовали сторонники его былого противника Помпея, которые стали пользоваться доверием и почетом нового повелителя Рима.
…Как уверяет Плутарх, однажды Цезарь заявил, что "Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме". С тех прошли тысячелетия, но это выражение, неотделимое от прославленного римлянина, стало девизом честолюбцев во всем мире.
Разве можно обыграть машинный интеллект с его непоколебимой логикой и стратегией победы на миллион ходов вперед? Шашки, нарды, реверси, покер, монополия - все к черту! Я могу состязаться с ними разве что в "камень-ножницы-бумага", да и то, потому, что там есть элемент непредсказуемости, но играя с роботом, теряется самое ценное - азарт. С живимыми людьми, даже если противники отличаются в классе, всегда есть крохотный шанс одолеть более сильного соперника. Появляется интрига…"
Разумеется, Валенса всех спасет, но его не оценят - и в новом романе "Прототип" разочарованному герою придется оторваться от рюмки, в которой он тщетно пытался утопить горькую судьбину, и продолжить распутывание чужих интриг. Без особой надежды, что ему за это хотя бы скажут "спасибо".
Тайны изначальные
"Веселый король", имевший кучу любовниц и соответственно - долгов, деньги возвращать не собирался, но взамен выделил Пену землю. В 1681 г. появился соответствующий указ, и Пенн, ставший мини-королем новой колонии, решил основать за океаном "Христианскую республику". Он вложил немалые деньги в строительство Филадельфии, "Города братской любви". Новый Свет стал для пуритан утопическим Новым Иерусалимом, раем, обретенным в диких дебрях.
После смерти Френсиса Бэкона был опубликован его трактат "Новая Атлантида", в которой рассказывалось об утопической стране, созданной в Новом Свете. Существует версия, что труды Бэкона привез в Америку один из его потомков, и эти книги были спрятаны в подвале первой кирпичной церкви, построенной в Брайтоне. "Мы не знаем, по инициативе ли Бэкона были организованы экспедиции Хамфри Гилберта в 1583 г., плавания Рэли на остров Роанок в 1584, 1585 и 1587 гг., путешествие его (Бэкона) кузена Бартоломью Госнолда в 1602 г…..Однако в королевском указе 1609 г. Бэкон числится как акционер Виргинской компании (10 апреля 1606 г. король Яков I подписал указ о ее создании - ведь ему принадлежала земля колонии, а ее жители были ее подданными) и один из 52 членов Совета ее директоров". Но лучшие замыслы даже великих мыслителей часто разбиваются о суровую повседневность…
Включенные в книгу семьсот занимательных рассказов посвящены самым важным событиям, произошедшим на нашей земле, и наглядно показывают, как жили наши далекие предки и даже бабушки, дедушки, отцы и матери, во что верили, что читали, как одевались и какие предметы использовали в быту и по праздникам. "Самыми древними из всех праздников в году были Святки, приходящиеся на время зимнего солнцестояния… Три самых любимых в народе летних праздника называли "зелеными Святками"… На Масленицу возили в санях соломенную куклу - чучело. Ее наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, на ноги надевали лапти. В конце праздника чучело Масленицы в знак того, что зиме пришел конец, сжигали. Так праздновали весеннее равноденствие".
В тексте рассказывается и о загадочной, до сих пор вызывающей споры у ученых "Велесовой книге", прославленных русских богатырях, приводится часть текста былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник", описание древнего Киева и побед русского оружия.
Подробно изложена история принятия христианства на Руси, возведения Софийского собора в Киеве и основания Киево-Печерского монастыря. Не забыт и Господин Великий Новгород, о непростой судьбе которого рассказывается в нескольких главах, в том числе и о найденных в его земле берестяных грамотах.
Одна из тем - иконописные школы: "в древнерусской иконописи поначалу тон задавала киевская школа. Ее характерные черты - монументальность, торжественность образов, красочность гаммы, богатство светотеневого изображения… Для живописи Северо-Восточной Руси, и прежде всего для Владимиро-Суздальской, характерен отличный от византийского и киевского изобразительный язык. Это проявляется не только в укрупнении образа в целом, но и деталей, в сочетании оттенков красного, белого, розового и синего цветов…"
Отдельные главы посвящены жизни и творчеству прославленного отечественного художника-баталиста Василия Верещагина и автора великолепных пейзажей Василия Поленова. Многие проникновенные строки раскрывают суть Серебряного века, а завершающая глава "Распятая и воскресшая", рассказывает о культуре в советский и постсоветские периоды, вплоть до работ Ильи Глазунова.