Цены на продукты в России достигли своего потолка - уровня покупательской способности населения. И если продолжат расти, то многие россияне будут вынуждены менять свой рацион, ориентируясь на более простую и дешевую еду, или сокращать потребление традиционных продуктов. Люди просто не смогут покупать то, что привыкли есть.
Такой вывод делает рабочая группа Общественной палаты, которая с мая прошлого года по май нынешнего следила за ценами на хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло, говядину, свинину, курицу, минтай, картофель в столицах федеральных округов. По ее данным, в среднем они поднялись на 30 процентов. Для сравнения приводится и международная статистика: цены на продукты в России оказались на 13 процентов выше, чем в США, Китае, Португалии и Испании. При этом наши доходы на 25 процентов ниже, чем в этих странах.
По закону рынка теперь цены должны остановиться, как вкопанные, до нового рывка покупательской способности населения. Платежеспособный спрос, подтвердил "РГ" вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, действительно является естественным ограничителем роста цен. И наша страна здесь не исключение. "Догнала розница гречку до 80 рублей, - напомнил аналитик рынка, - и люди перестали ее покупать. Переключились на рис, который стал самой дешевой крупой в России". Другое дело, что не все продукты "догнали" свой спрос. И 30 процентов подорожания за год - тоже не совсем корректная цифра, считают эксперты.
О движении потребительских цен "Российская газета" пишет регулярно, но, честно говоря, кроме гречки и пшена, которые за последний год произвели фурор на рынке, мы не смогли припомнить других продуктов с таким огромным ростом цен. Для освежения памяти заходим на официальный сайт Росстата, в раздел "цены". В январе этого года действительно произошел резкий скачок цен на продовольствие. Причем темпы роста были выше, чем в самое кризисное время. Однако уже в феврале началось торможение. В мае прирост цен практически совпадает с показателем прошлого года. Начальник Управления статистики цен и финансов Росстата Ирина Горячева сообщила: что прирост цен на продовольствие с мая 2010 года по май 2011-го составил 13,4 процента (без учета плодоовощной продукции - 11,6 процента).
Понятно, что это среднероссийские цифры. В каждом регионе, более того у каждой семьи, своя потребительская корзина и персональная инфляция. Например, по данным Росстата, в группе населения, где половину расходов семьи "съедают" продукты питания, больше всего денег уходит на хлеб (11 процентов расходов), на мясо (13,1 процента) и на молочные продукты (7,5 процента). И именно их подорожание станет определяющим для домашнего кошелька.
Что же ждет в ближайшее время эти семьи? По прогнозу минэкономразвития, который дан в последнем мониторинге цен, ожидается, хоть и незначительное, но подорожание хлеба, поскольку зерно прибавит в цене из-за снятия эмбарго на его экспорт с 1 июля. Куриное мясо может даже подешеветь, чего не скажешь о свинине и говядине. Последняя точно будет дорожать, поскольку спрос на нее увеличился, а поголовье крупного рогатого скота уменьшилось. С молоком пока все спокойно. Сезонный рост производства не даст расти ценам.
В целом же, минэкономразвития называет ситуацию с продовольствием стабильной и не ожидает ни резкого снижения цен, ни их повышения. Тем не менее мы по-прежнему будем с завистью смотреть на европейские страны, где еда дорожает в два раза медленнее. По данным Росстата, за первые пять месяцев года продукты в России подорожали на 5,5 процента, а в Евросоюзе всего на 2,2 процента (к слову сказать, покупательская способность населения там выше, чем у нас). Мы завозим из этих государств значительную долю продовольствия, и хотя в пути до прилавка накладные расходы практически съедают эту разницу, нам есть чему поучиться у Европы.
Иван Ушачев, академик, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук:
- Цены на продовольствие в России растут быстрее, чем в Европе, прежде всего из-за неотлаженных межотраслевых отношений. Пресловутый диспаритет цен душит нашего товаропроизводителя.
Ежегодно повышаются цены на средства производства для сельского хозяйства, начиная от горюче-смазочных материалов и заканчивая техникой и удобрениями. Отсюда повышается себестоимость, у производителей мало доходов плюс неотработана сама цепочка пропорционального распределения затрат производителя, переработчика, логистики и торговли. Здесь как раз необходимо ручное управление применить.
Елена Воронцова, генеральный директор агрофирмы - члена Торгово-промышленной палаты РФ:
- Несмотря на рост производства мяса в этом году, производить его в России все же нерентабельно. Основные причины - климатические, а также ценовая конкуренция с дешевым импортным мясом из Бразилии, США, Аргентина. По этим причинам конкурировать со странами Европы и Америки очень трудно.
Меры ценового регулирования здесь на поверхности. Во-первых, увеличение производства. Во-вторых, регулирование импорта, отладка тарифов и квот на продукцию иностранных производителей. В Европе такая система работает. Там местные производители работают с психологией потребителя, поскольку считается хорошим тоном покупать отечественную продукцию и поддерживать экономику своей страны. Что касается зерна и овощей, то здесь поможет увеличение пахотных земель, причем именно укрепление фермерско-крестьянского сегмента.
Елена Тюрина, генеральный директор Института аграрного маркетинга:
- Одна из базовых причин нашего роста цен - чисто российский менталитет. Если производитель повысил цену, то снижать ее не будет. Поэтому цены у нас изменяются практически всегда только в сторону увеличения. В Европе они, бывает, и снижаются, потому что их четко регулирует европейский рынок. Негативно на российские цены влияет и большое количество посредников: очень большая цепочка от производителя до розницы. Кроме того, традиционно наценка на продовольствие выше в ларьках и небольших магазинчиках шаговой доступности, нежели у крупных сетевиков.
Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза:
- У нас выше, чем в Европе, доля сельхозпродукции в конечном товаре. Если во Франции в буханке хлеба стоимость зерна - 5 процентов, а у нас - 18, то изменение цены на пшеницу там на булку не оказывает существенного влияния.
Что касается оптово-розничного звена, то оно забирает от 30 до 50 процентов в стоимости продовольствия. И все свои издержки перекладывает в эту часть. Ставки по кредитам, по арендной плате, удорожание автоперевозок в связи с ростом бензиновых цен...