05.07.2011 00:50
Власть

С начала года неуставные преступления в армии выросли на 25 процентов

Военные следователи озаботились неуставными отношениями
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №143 (5519)
Читать на сайте RG.RU

Военные следователи бьют в колокола - с начала этого года в силовых ведомствах на четверть выросли "неуставные" преступления.

Вопреки бытующему мнению, мордобоем в казарме, как правило, занимаются не офицеры и солдаты-контрактники, а призывная молодежь. Почти две трети таких случаев в 2011 году приходится на рядовых и сержантов срочной службы.

Неутешительную статистику солдатского рукоприкладства вчера на коллегии Главного военного следственного управления озвучил его руководитель Александр Сорочкин.

- Криминогенная обстановка в войсках еще далека от идеальной, - сделал вывод генерал-полковник юстиции.

Армейских следователей особенно огорчает рост преступности в МЧС. Прежде военные спасатели в "черные списки" прокуратур попадали крайне редко.

Чем вызван всплеск правонарушений в самых мирных войсках России, будет разбираться руководство министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот с позитивной динамикой уровня преступности в Вооруженных силах, Внутренних войсках МВД и пограничных органах Федеральной службы безопасности следственных главк, похоже, разобрался. Александр Сорочкин напрямую связывает его со смешанным принципом комплектования силовиков.

Чем больше в подразделениях профессионалов, тем меньше там правонарушений. Он сообщил, что за пять месяцев этого года количество офицерских преступлений сократилось на 9 процентов. Значительно уменьшилась преступность и среди военнослужащих-контрактников.

Если говорить в целом, то жизнь в армии и других силовых структурах стала чуть безопасней.

- Общее количество зарегистрированных в 2011 году преступлений по всем расследуемым уголовным делам сократилась на 13 процентов, - сообщил на коллегии генерал Сорочкин.

Немалую часть своего доклада руководитель ГВСУ посвятил деятельности главка. По его словам, сотрудникам военно-следственных органов удалось решить основные задачи уголовного судопроизводства, многое сделать для раскрытия преступлений, их полного, всестороннего и объективного расследования. В подразделениях главка рассмотрели более 11 тысяч сообщений о правонарушениях. Более 3700 уголовных дел было направлено в суд.

- При этом военные следователи добились повышения оперативности предварительного следствия, в том числе - и при расследовании сложных коррупционных преступлений, - сказал Сорочкин.

По мнению руководителя главка, главное внимание его подчиненным надо уделять контролю за соблюдением конституционных прав граждан в ходе предварительного следствия.

С начала этого года неуставные преступления в армии выросли на 25 процентов

Озабоченность коллег ростом казарменного мордобоя полностью разделяют в Главной военной прокуратуре. Еще весной руководитель ГВП Сергей Фридинский приводил неутешительную статистику армейской неуставщины. По его словам, только за январь-февраль 2011 года в Вооруженных силах было зарегистрировано более полутысячи насильственных преступлений. В результате около 20 военнослужащих получили тяжкие увечья, два человека погибли. Своеобразным рекордсменом по неуставщине тогда стал Центральный военный округ, где количество таких правонарушений выросло в два раза.

Прокуроры не только вывели печальную закономерность - каждое четвертое преступление в армии связано с мордобоем, но и назвали мотивы таких правонарушений. Как заявил Фридинский, насилие в армии в одном случае из десяти связано с корыстью. По сравнению с 2009 годом вымогательство в казарме теперь встречается в полтора раза чаще. К сожалению, издевательства нередко возникают на национальной почве.

И еще одна трагическая закономерность - насилие в военной среде напрямую связано с ростом солдатских суицидов.

Армия