05.07.2011 00:59
Власть

Дмитрий Медведев и генсек НАТО обсудили вопросы стратегического сотрудничества

Российская дипломатия и североатлантический альянс ищут общие интересы
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №143 (5519)
Читать на сайте RG.RU

Вчера в Сочи прошло заседание Совета Россия-НАТО на уровне постоянных представителей, на котором Москва вновь представила делегации Североатлантического альянса альтернативные решения вопросов противоракетной обороны в Европе и урегулирования конфликта в Ливии.

Революционных прорывов от этой встречи не ожидалось. Стороны изложили свои, во многом противоположные, взгляды на актуальные сегодня вопросы, тем самым вновь зафиксировав расхождения. По словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, тревоги России не имеют под собой оснований: в Ливии организация действует строго в соответствии с мандатом, предусмотренным резолюцией Совета Безопасности ООН 1973 . Кроме того, альянс серьезно относится к вопросу ЕвроПРО, рассчитывая договориться обо всем с Кремлем на саммите в Чикаго, запланированном на следующий год.

Этим встреча в Сочи могла бы и завершиться. Однако постоянные представители альянса в Совете после заседания провели фактически второй раунд переговоров, на котором вес противоположным от натовских мнениям добавили президент России Дмитрий Медведев и приглашенный им в Сочи коллега из Южной Африки, председатель Африканского союза Джейкоб Зума.

Еще до встречи Дмитрия Медведева с членами Совета оба лидера провели двустороннюю беседу, в ходе которой обсудили положение вокруг Ливии. "Мне хотелось бы, чтобы они услышали от меня и, возможно, от вас наше мнение о том, что происходит в Ливии и каким образом можно было бы достичь мира", - признался Дмитрий Медведев.

Лучшего партнера для убеждения делегации НАТО придумать было сложно: Африканский союз не раз уже выражал сомнения по поводу действий союзников в Ливии. Последний раз в рамках организации положение обсуждали в прошедшую субботу, и президент Зума собирался поделиться настроениями африканского континента. "Рад, что здесь присутствуют представители НАТО, поскольку у нас появляется возможность поделиться нашим отношением к ливийской проблеме и мнением о том, как мы видим ее решение", - практически повторяя Дмитрия Медведева, заявил он. И уже вместе президенты изложили позиции генсеку НАТО.

Медведев состоявшееся обсуждение ливийского вопроса признал полезным. "Это и есть та ситуация, когда мы можем приложить наши усилия и в партнерском ключе обсудить самые сложные вопросы и найти выходы", - отметил он.

В целом результативным он считает и прошедшее заседание Совета. "Надеюсь, мы смогли продвинуться по повестке дня, которая является сегодня актуальной", - осторожно заметил российский лидер.

Диалог по главному вопросу - развертыванию в Европе системы ПРО - действительно получил свое продолжение, но стороны так и остались на своих позициях. Обсуждение лиссабонского предложения президента Дмитрия Медведева о создании совместной секторальной ПРО наткнулось на внутренние обязательства членов альянса. "Не будет большим секретом сказать, что не получается договориться, - признал министр иностранных дел России Сергей Лавров на брифинге после встречи. - Партнеры говорят, что у них есть обязательство по взаимной обороне, и это обязательство не может быть никому делегировано". Свою идею российская сторона не отзывает, но шансов для ее воплощения в жизнь, видимо, мало.

НАТО, со своей стороны, не отказывается от сотрудничества с Россией, но понимает его как работу двух независимых противоракетных систем, между которыми будет происходить постоянный обмен информацией.

Москву это не вполне устраивает - от НАТО хотят получить юридические гарантии того, что такой партнерский проект ПРО не будет направлен против кого-либо из ее участников. Соответствующие обязательства готова на себя принять и Россия. Они могли бы в том числе иметь вид критериев, которые бы подтверждали, что система соответствует заявленным целям. Пока же, подчеркнул глава МИД России, военный анализ ЕвроПРО показывает, что отдельные элементы системы будут создавать риски для стратегических сил нашей страны.

В НАТО все так же на словах пытаются убедить в обратном. "Могу смело сказать, что европейская система ПРО никак не будет подрывать стратегическую ядерную силу России, - ответил на брифинге генсек альянса. - Почему? Потому что мы не рассматриваем Россию как угрозу".

Действующей договорной базы, уверены в организации, тоже вполне достаточно. Генсек Фог Расмуссен напомнил об Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанном еще в 1997 году. "Мы пообещали, что не будем использовать силу против друг друга, - заявил он. - 15 лет спустя мы снова это обещаем". Правда, тогда в НАТО было всего 16 членов, но генсек уверен, что и остальные страны НАТО готовы подтвердить записанные в тот документ положения.

- Лично я не думаю, что нам нужны новые договоры, - заключил Андерс Фог Расмуссен. - Нам нужно практическое сотрудничество. Пусть это сотрудничество будет гарантиями.

Москву такой постановкой вопроса убедить вряд ли получится, поскольку налицо разночтения в трактовке отдельных международных документов. Сергей Лавров, возвращаясь к упомянутому генсеком акту от 1997 года, например, заметил, что вопреки зафиксированным в нем договоренностям военная инфраструктура альянса в последующие годы стала приближаться к российским границам.

Да и по исполнению резолюции СБ ООН 1973 по Ливии тоже много вопросов. "Мы считаем, что оружейное эмбарго, которое вводил Совет Безопасности, распространяется на всю территорию Ливии. У них, естественно, другое мнение: что резолюция 1973 позволяет делать кому угодно и что угодно", - заявил Сергей Лавров, даже не смутившись стоявшего рядом генсека Расмуссена.

Внешняя политика Президент НАТО