05.07.2011 12:57
Экономика

В Перми и Самаре разрабатывают программу возрождения малой авиации

В Перми и Самаре разрабатывают программу возрождения малой авиации
Текст:  Мария Орлова Анна Шепелева
Российская газета - Экономика Поволжья: №0 (5519)
Читать на сайте RG.RU

Компания "Пермские авиалинии" готова купить три самолета и открыть десяток рейсов в крупные города соседних федеральных округов. Однако перелет из Перми в Нижний Новгород будет стоить более 11 тысяч рублей - слишком дорого, чтобы у программы развития малой авиации в регионе появились перспективы.

Маленькие шестиместные самолеты "Cessna" спасут пермскую авиацию, - решили руководители ФГУП "Пермские авиалинии". Осталось найти 100 миллионов рублей - на три "Cessna", строительство для них теплых ангаров и обучение пилотов. И можно, наконец, летать в Казань, Уфу, Челябинск, Ижевск, Нижний Новгород. А можно - в Киров, Самару, Сыктывкар, Екатеринбург и Тюмень - куда душе угодно. Для Перми в этих названиях рейсов - поэзия сэкономленных многих часов полета: сегодня из Прикамья регулярные рейсы осуществляются только в Москву и Санкт-Петербург. Чтобы попасть в Киров, пермяки сначала летят в столицу, затем разворачиваются, пересаживаются и летят обратно.

По словам Валерия Григорьева, руководителя компании "Пермские авиалинии", пассажиры первого утреннего рейса из Перми в Москву почти в полном составе ждут пересадки на самолеты до европейских городов. На прочих пермских рейсах еще около 20 процентов пассажиров летят в столицу вынужденно, на стыковку с разными направлениями. Авиаторы в Самаре, собирающие перспективный для малой авиации Ан-140, заранее подсчитали, что в целом по России около девяти миллионов человек испытывают потребность в региональных авиаперевозках.

- В 1991 году из Перми были организованы рейсы более чем в 90 населенных пунктов СССР, - говорит Валерий Григорьев, глава ФГУП "Пермские авиалинии". - Мы нашли данные, что даже в 1959 году из "Большого Савино" выполнялись регулярные рейсы в 26 городов страны - то есть сегодня мы опустились ниже уровня 50-х годов… При этом только 16,3 процента рейсов были ориентированы на московские аэропорты, а 76,7 процента - на регионы страны. Сегодня направление Пермь - Москва - это 90 процентов всех перевозок, остальное - рейсы в города-курорты, чартеры для спортсменов и вахтовиков.

Между прочим, пермские авиаторы уже пробовали запустить межрегиональные авиарейсы - в те же Екатеринбург, Самару, Ижевск. Григорьев с тоской заметил, что пассажиры летали туда с большим комфортом: на борт Ан-26, рассчитанного на 48 пассажиров, поднимались четыре-пять человек. Эти направления "Пермские авиалинии" вынуждены были закрыть из-за их явной нерентабельности. Поэтому залогом успеха второй попытки возрождения региональной авиации должны стать именно маленькие, шестиместные (включая пилота) "Cessna".

Учитывая, что пермский минстранс намерен в нынешнем году разработать целевую программу развития региональной авиации, специалисты уже считают убытки, а не прибыль от развития отрасли.

- Мы просчитали: если некая авиакомпания начнет использовать для региональных перевозок три самолета класса "Cessna", ее ежегодный убыток составит около 30-50 миллионов в год, - говорит Александр Флегинский, депутат Законодательного собрания Пермского края. - При этом мы рассчитывали не 100-процентную загруженность рейса, а реальную. Значит, таким должен быть размер государственных дотаций в первые три-пять лет работы. Затем, мы думаем, авиакомпания выйдет "в ноль". Но сказать, что региональная авиация - это коммерчески выгодный бизнес, могут лишь те люди, чьи интересы не связаны с этим сегментом рынка.

Очевидно, что без господдержки региональные программы развития авиации не смогут состояться. По словам Григорьева, при полной наполняемости самолета из Перми в Нижний Новгород себестоимость одного пассажирского кресла составит 11,1 тысяч рублей, в Казань - 7700 тысяч, в Уфу - шесть тысяч, в Самару - 9400. В этой цене еще не заложена "маржа", которую собирает компания-перевозчик с каждого билета.

- Если будет создана краевая программа поддержки региональной авиации, цена билета на самолет приблизится к стоимости купе поезда, - считает Григорьев. - Билет до Екатеринбурга будет стоить 2,4 тысячи рублей, до Нижнего - шесть тысяч. Правда, с учетом маржи цена поднимется еще процентов на десять.

В качестве положительного примера перспективности развития в Прикамье региональной авиации местный минстранс приводит авиакомпанию "Руслайн", которая с конца июля готовится открыть регулярный рейс "Екатеринбург-Пермь". Правда, умалчивая, что полгода назад другая авиакомпания - "Dexter" - уже вставала на этот путь, и через два месяца отказалась от регулярных рейсов между уральскими городами, оставив только чартеры.

- Региональная авиация находится между лезвий своеобразных ножниц, - комментирует законодатель Флегинский. - С одной стороны, растут тарифы на авиационное топливо и аэропортовые услуги, с другой стороны, нужно снижать цены на авиаперевозки. Без государственных дотаций развитие малой авиации представляет скорее научный интерес.

Но, несомненно, в Пермском крае есть потребность в малой авиации и совершенно точно, что рейсы по направлению в соседние с Прикамьем регионы будут востребованы - людьми, для которых время дороже, чем деньги.

Главы авиакомпаний Перми и Якутии, дирекция самарского завода "Авиакор", представители региональной власти и депутаты Госдумы на прошедшем в Перми авиафоруме сочли так же необходимым - помимо принятия Федерального закона о региональной авиации - внести дополнения в ФЗ-184 и отнести к полномочиям субъектов, а не федерального агентства, организацию транспортного обслуживания населения воздушным транспортом межрегионального сообщения.

В Самарской области со следующего года будет реализовываться целевая программа развития малой авиации. Проект действовал с 2001 года, однако кризис 2008-го вынудил чиновников прекратить государственную поддержку местных авиастроительных компаний. Программа была переведена в статус ведомственной, ее финансирование было прекращено. Кстати, за семь лет расходы казны составили всего 16 миллионов рублей. При этом, по словам представителя одной из авиастроительных компаний Александра Колыша, налоговые отчисления предприятий, выпускающих легкие самолеты, трехкратно превысили бюджетные инвестиции.

Сейчас в регионе более 10 компаний производят легкие самолеты и комплектующие для них. В начале года авиастроители обратились в комитет по промышленности губернской думы с предложением разработать и принять программу поддержки местных производителей малых воздушных судов. Депутаты донесли инициативу до исполнительной власти.

Как пояснили "РГ" в комитете, предложение уже одобрено, документ разрабатывается. Больших бюджетных инвестиций не будет, предварительно озвучена сумма в 15 миллионов рублей. Средства должны пойти не на прямое финансирование производств, а на льготы для предприятий, подготовку кадров для отрасли, создание инфраструктуры для развития малой авиации. В частности, программа должна решить вопрос с обременительным земельным налогом, который платит аэропорт в Смышляевке, базовый для малых воздушных судов. Кроме того, его предстоит перевести из федеральной в областную собственность.

Авиатранспорт Пермский край Самарская область Средняя Волга