Распространение франчайзинга в регионах - залог развития малого и среднего бизнеса. Интерес к этой форме партнерства растет. Форумы, проходившие в Москве, Омске, Самаре, Тюмени, Ярославле и других городах, привлекают внимание молодых людей. Причем это не только предприниматели, перед которыми стоят задачи диверсификации бизнеса, но и люди, только собирающиеся открыть свое дело.
Начинать с франшизы в ряде случаев выгодно. Если "встать" с нуля, то предприниматель заплатит намного больше, чем при покупке франшизы. Организовать бизнес, открыть объект самостоятельно, провести маркетинговые исследования, правильно набрать сотрудников, наладить связи с поставщиками, отработать информационные каналы, каналы продвижения и так далее - все это в конечном итоге обходится значительно дороже, чем оплата первоначального взноса франчайзеру. Стартуя в одиночку, молодой предприниматель затратит уйму времени. Кроме того, не у каждого есть ресурсы, чтобы провести грамотный анализ конкурентной среды. Когда делаешь бизнес самостоятельно, высока цена ошибки - бизнес не проверен. У франчайзера - он проверен и реален, его можно посмотреть. Франчайзер предлагает готовую модель успешного бизнеса и поддержку при открытии и функционировании нового объекта, что дает дополнительные гарантии удачного старта и быстрой окупаемости инвестиций.
Однако это не означает, что франчайзи может меньше работать. Работать надо по-новому, а значит - постоянно обновлять свои знания и совершенствовать навыки. Франшиза выгодна молодому предпринимателю еще и потому, что это хорошая школа. Мало быть маркетологом или экономистом, надо понимать, что такое франчайзинг. В вузах это дают бегло и некомплексно, и франчайзерам приходится самим учить партнеров. Это нелегкий бизнес. Но, если через несколько лет молодой человек захочет делать что-нибудь совершенно самостоятельно, пригодится весь полученный опыт.
В последнее время банки начали формировать программы кредитования бизнеса, начинаемого по франчайзингу, некоторые уже вышли с новыми программами. Поскольку франчайзеры дорожат репутацией, они достаточно требовательно относятся к своим партнерам-франчайзи, проверяют его коммерческие возможности до подписания договора и контролируют его деятельность, и для банка это является дополнительной гарантией возвратности кредита. Правда, серьезных программ кредитования именно франчайзи у нас пока нет (хотя в международной практике их много). Думаю, это вопрос времени, сказывается молодость самого сектора франчайзинга.
В целом развитие франчайзинга на той или иной территории означает достаточно быстрое формирование конкурентной среды. Выгоды получают и потребители, и инвесторы, расширяются возможности экономического развития. Использование концепций франчайзинга позволяет обеспечить социально приемлемое и соответствующее международным стандартам качество потребительских товаров и услуг, стимулировать потребительскую и инвестиционную активность населения и создавать новые рабочие места.