На торжественном закрытии Пятого международного театрального фестиваля "Коляда-Plays-2011" мы присутствовали при рождении легенды.
В этот вечер организатору фестиваля драматургу и режиссеру Николаю Коляде был вручен диплом от создателей проекта-конкурса "Хребет России". Там значилось, что отныне фестиваль считается "брендом УрФО", т.е. стоит в одном ряду со сказами Бажова, Шигирским идолом и мистическим заповедником Аркаим.
О самобытности и особом колорите этого уральского праздника театра много говорили и участники фестиваля, съехавшиеся из дальнего и ближнего зарубежья, и критики, и члены интернационального жюри."Когда речь идет о явлении, подобном этому, - заметил Жан-Пьер Тибода, обозреватель газеты "Либерасьон", арт-директор театрального фестиваля в Нанси и член жюри "Коляда-Plays", - то я бы говорил о целом отдельном мире, который ты открываешь с тем же удивлением и восхищением, что и неизвестный остров".
Театру из Петропавловска за спектакль "Dawn-way" по пьесе Олега Богаева была вручена специальная премия фестиваля - приз Николая Коляды. Актеры из Казахстана, умело используя лаконичную сценографию, заставили по-новому зазвучать не самую легкую для постановки пьесу. Представьте: раз за разом на ночной дороге под колеса проезжающих машин попадает ангел, и каждому герою нужно принять решение, как поступить. Комедия нравов, трагедия, гротеск и абсурд - попробуй рассказать такую историю, не сбившись с верной интонации. Но именно эту исследовательскую задачу ставили перед собой организаторы фестиваля: собрать работы, где ищутся подходы к "странным" современным пьесам.
С этой точки зрения понятным становится и решение жюри присудить Гран-при фестиваля спектаклю по пьесе Нины Беленицкой "Павлик - мой бог" московского театра имени Йозефа Бойса. Постановщики взялись за сложную задачу - разобраться с советскими мифами, составляющими значительную часть российской ментальности. Виртуальными декорациями для сценического действия с элементами интерактива стал видеоарт, снятый режиссером Евгением Григорьевым на месте событий - в деревне Герасимовка. Документальный материал выполнен в сложной технике с использованием шестикамерной конструкции по принципу панорамного кино, и проецировался затем во время спектакля на расположенных кругом экранах. Девочка Таня, мечтающая отомстить оставившему семью отцу, вместе с Павликом-памятником (уникальный костюм, придуманный Анной Селяниной) пытаются разобраться, что же на самом деле случилось в глухой уральской деревне в 1932 году, было ли предательство.
Оригинальностью формы отличалась и признанная лучшим спектаклем постановка пермского ТЮЗа "Золоченые лбы" (инсценировка Ярославы Пулинович по сказке Бориса Шергина) - озорная, яркая, сделанная в духе народного лубка с использованием живой музыки в исполнении квартета народных инструментов. Ориентация на молодежь в этом году стала отличительной чертой "Коляда-Plays". Сказалось это и на отборе спектаклей в конкурс, и на решениях жюри. Приз за лучшую женскую роль достался Ирине Сальниковой - актрисе молодежного театра-студии "Галерка" из Екатеринбурга (спектакль по пьесе Василия Сигарева "Гупёшка"). Приз за лучшую роль второго плана присудили молодому артисту Русского национального драматического театра из Бишкека Николаю Пименову (Анна Батурина, "Фронтовичка"). Премию "Дебют" взяла Елена Горина, актриса Центра имени Мейерхольда (Ярослава Пулинович, "Наташина мечта"). "Надеждой" фестиваля стал молодой режиссер Александр Сысоев (Екатеринбург).
Каждый на этом фестивале был вовлечен в процесс создания живого театра, где в одном котле варятся все: артисты, драматурги, режиссеры, критики, зрители, которые приходили не только на спектакли, но и на критические обсуждения.