Новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные правительством РФ, эффективно заработают лишь после того, как собственники научатся отстаивать свои права.
Итоги работы Государственной инспекции вневедомственного контроля по Пермскому краю за пять месяцев 2011 года трудно назвать обнадеживающими: рассмотрено 1562 обращения собственников и выявлено 10 825 нарушений в коммунальной сфере. На нарушителей составлено 318 протоколов, выписано штрафов на 6,1 миллиона рублей.
И хотя подавляющее большинство нарушений уже устранено, можно констатировать: управляющие компании и жильцы пока находятся по разные стороны баррикад. Качественных услуг от коммунальщиков можно добиться - с помощью надзорных структур, но вот рассчитывать на них по-прежнему не стоит.
В новых правилах предоставления коммунальных услуг четко прописаны права и обязанности исполнителей и потребителей, порядок определения платы за тепло и воду с использованием приборов учета и при их отсутствии, алгоритм перерасчета в том случае, когда семья отсутствует в квартире больше пяти дней. Кроме того, за каждую услугу будет выставляться к оплате не одна, а две суммы - за индивидуальное потребление и отдельно за общедомовые нужды. Отменяется "принцип 13-й платежки", ведь коммунальщики в конце года нередко делают перерасчет по количеству поданного жителям тепла, выставляя дополнительные платежи.
Но как будут реализовываться все эти нормы? Как уточняют в Госинспекции вневедомственного контроля, каждый год в Перми число обращений граждан увеличивается на 20 процентов. А с введением новых правил, по сути, ужесточающих требования к коммунальщикам, жалоб может стать в разы больше.
- Муниципалитеты сегодня не координируют деятельность УК, что является главной причиной роста обращений, - констатирует Анатолий Лаврентьев, начальник Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края. - Уповать на то, что рынок сам решит все проблемы качества услуг ЖКХ, на мой взгляд, большая ошибка. Помимо несовершенства действующего законодательства, регламентирующего деятельность УК, мешает пассивная, а порой и иждивенческая позиция собственников жилья в многоквартирных домах. Муниципалитеты должны занимать более активную позицию в жилищной сфере - и как собственник, и как власть. Нужно учить людей жилищному законодательству, рассказывать им, как нужно действовать в той или иной ситуации. И вот тогда начнется реальное становление эффективного собственника, способного без участия власти решать все свои проблемы с УК.
Сергей Южаков, заместитель главы администрации Перми:
- Состоялось первое заседание рабочей группы по обеспечению прозрачности деятельности УК, а также механизмов контроля их деятельности со стороны населения. Совместная работа гордумы и администрации принципиально важна для развития отрасли ЖКХ в целом. Рабочей группе предстоит подготовить предложения по взаимоотношениям с поставщиками коммунальных ресурсов, а также разработать предложения по взаимодействию мэрии с собственниками жилфонда. Особое внимание будет уделено учебно-методической части. Надо на 100 процентов включать жильцов в управление домами, чтобы собственники могли разбираться в его основах: планировать бюджет дома, знать, как идет начисление платежей, заказывать своей УК ту или иную работу, а также грамотно спрашивать за ее исполнение. Поэтому рабочая группа также подготовит предложения по организации обучения собственников.