07.07.2011 00:06
Культура

Народный художник Беларуси Георгий Поплавский стал номинантом на премию Союзного государства в области литературы и искусства

Народный художник Беларуси Георгий Поплавский стал номинантом на премию Союзного государства в области литературы и искусства
Текст:  Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №25 (509)
Читать на сайте RG.RU

Народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии, действительный член Национальной академии наук, действительный член Российской академии художеств, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, кавалер ордена Дружбы народов Георгий Поплавский - один из старейших графиков. Он оформлял книги Василя Быкова, Янки Купалы, "Слово о полку Игореве". В его творчестве - объединяющие народы Беларуси и России мотивы. Даже углубляясь в историю, художник находит общих деятелей белорусской и русской культур. Работы Георгия Поплавского выставлены в Национальном художественном музее и Музее современного искусства в Минске, в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Государственном Русском музее, в музеях США, Швейцарии, Польши, Индонезии и Украины. В последние годы художник много работал над патриотической и военной темами.

- Георгий Георгиевич, как называется направление, в котором вы работаете?

- Называется суровым стилем. Его истоки - в начале шестидесятых годов прошлого века. В стране началась оттепель. Шумели новостройки, люди ехали на целину, в Сибирь. Для нас было важно не лакировать действительность, а изобразить в естестве сермяжный труд крестьянина, рыбака, рабочего. Этот стиль окрестили суровым реализмом. Социалистический реализм был национальным по форме и социалистическим по содержанию, а мы открыли его новое дыхание. Я и сейчас отношусь к этому стилю, как ваши Павел Никонов, Оссовский, Савицкий, Яблонская... В гражданской позиции мы были едины.

- Живы ли традиции этой школы?

- Мы делаем все, чтобы молодежь исповедовала реалистическое искусство, не гналась за модой, не смотрела на искусство как на товар. Ведь стоит один раз предать себя, и уже прежнего себя не вернешь.

- С чего у вас все начиналось?

- В детстве я все время рисовал. После войны поступил в изостудию в Бобруйске, где был очень хороший педагог, он умел зажечь детей - Лев Маркович Лейтман. Человек доброго сердца. Чтобы нам не было холодно на занятиях, он приходил на час раньше, растапливал "буржуйку" дровишками, которые специально приносил в рюкзачке. А в 8 утра мы приходили уже в теплое помещение...

- Кто ваши родители?

- Отец кузнец, дед был каретным мастером по рессорам, и у нас в семье хранилась бронзовая медаль, которую он получил на парижской выставке. Мама из раскулаченной семьи, их всех пятерых ребятишек сослали на Урал. И хотя советская власть покорежила их жизни, мои дядьки воевали, защищали Сталинград и дошли до Берлина.

- Какой период в вашем творчестве самый удачный?

- Полесский. Мы с женой, которая тоже художник, поехали в Лельчицкий район. И там увидели стародавнюю Беларусь. Там, в 1960-х, сохранились и лучина, и кожаные колыски для младенцев.

- Что вы считаете самым удавшимся из своих иллюстраций к Быкову?

- К "Сотникову". Причем к этой прозе я впервые сделал не рисунки, а литографии, настоящие станковые работы. Потом подарил их музею на Поклонной горе.

- А как складывались отношения с властью?

- Я никогда не был в оппозиции, но и конъюнктурщиком тоже.

- Снимали работы с выставок?

- Однажды уже после открытия выставки меня попросили снять иллюстрацию к "Волчьей стае" Быкова. Главный герой - партизан - был изображен босоногим, а это оскорбляло якобы партизан.

- Какие ваши работы выдвинуты на премию Союзного государства?

- Литографии, посвященные космосу: "История и современность", "Высокое небо", "Родина космонавтов", "Северный морской путь", "Чернобыль, будни белорусские", "Время длинных ножей". Как иллюстратор работал в российских издательствах "Прогресс" и "Художественная литература".

- Не хотели бы проиллюстрировать Солженицына?

- Я на Солженицыне погорел. Мы с ним встречались в "Новом мире", за руку здоровались. И когда он уезжал в эмиграцию, мы с ним попрощались. Потом у меня была персональная выставка в Австрии и я захотел привезти домой книгу Александра Исаевича "Август четырнадцатого". Это было уже при Горбачеве. Была гласность. "Новый мир" готовился публиковать Солженицына. Когда я из Австрии прилетел в Москву, в Шереметьеве выходил зеленым коридором вместе с делегацией в двести человек, там были Доронина, Леонов, меня остановили, изъяли книгу.

- Последствия были?

- Звание "народный", таким образом, я получил почти на 10 лет позже. Лишили Госпремии, с которой меня перед поездкой поздравляли. От Академии художеств пришло соответствующее письмо.

- На Госпремию выдвигались ваши прекрасные работы по книгам Василя Быкова. Вы знали писателя?

- Мы с ним дружили, когда он был в опале и жил в Гродно. Дружили семьями. Я иллюстрировал "Сотникова", "Волчью стаю", "Знак беды". Эти иллюстрации к произведениям Василя Быкова как раз и выдвигались на Государственную премию. Я первый раз оформил текст Быкова, когда он еще не книгой издавался,а печатался в журнале "Маладосць". Личность Быкова невероятно сложная...

- Где можно увидеть ваши работы, номинированные на союзную премию?

- На выставке "Жизнь, опаленная войной" представлены работы известных российских художников Осмоловского, Тутунова, белорусских мастеров - Козловского, Барановского. Я с многими учился, но для меня их работы стали открытием: портреты, жанровые картины, натюрморты, пейзажи имеют свой трагический и драматический оттенок. Выставка проходит в знаменитом павильоне, который экспонировался на всемирной выставке в Париже в 1937 году, у подножия скульптуры "Рабочий и колхозница", которая после реставрации вернулась на место. В этом же павильоне представлена и моя графика, номинированная на премию Союзного государства в области литературы и искусства.

Арт