08.07.2011 00:05
Культура

Театральные работы дочерей Василия Поленова показывают в Москве

Театральные работы дочерей Василия Поленова показывают в Москве
Текст:  Сергей Куксин Анастасия Литовченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №148 (5523)
Читать на сайте RG.RU

В Дарвиновском музее открылась выставка, организованная Музеем-заповедником В.Д.Поленова, "Продолжение семейных традиций", где представлены работы двух дочерей художника: средней - Марии Васильевны Поленовой-Ляпиной (1891-1976) и младшей - Натальи Васильевны Поленовой (1898-1964).

Из пяти детей художника только они продолжили занятия отца. Причем не только художественные, но и просветительские. Мария Васильевна - во Франции. Наталья Васильевна - в России. После 1924 года, когда Мария Васильевна с десятилетней дочерью уезжает из Советской России и оседает в Париже, сестры долгие годы не виделись. В эмиграции жизнь оказалась нелегкой. После рождения сына второй брак распался, средств к существованию практически не было. Когда пришли нужда и голод, Мария Васильевна, не считавшая себя художницей, вспомнила уроки родителей и стала осваивать художественные ремесла, проявляя поразительную многоплановость дарования. Она вышивала и занималась художественной аппликацией, шила платья, создавала мягкие игрушки на продажу и одновременно работала с детьми, которые ее обожали. Она рисует декорации, шьет костюмы, создает бутафорию к спектаклям "Аленький цветочек", "Конек-Горбунок", "Кощей Бессмертный", во время оккупации инсценирует русские народные песни. Занимается воспитанием детей церковно-приходской школы. С 1948 по 1968 год руководит детским театром. В 1955-м приходит увлечение кукольным театром. Она творит из клочков и ветоши. И эти вышивки по собственным тонким эскизам, и картины из "ничего", и игрушечные зверюшки, впервые показываются в Москве.

Иначе говоря, Мария Васильевна на чужбине занималась тем же, чем и ее сестра в доме на Оке: игровым и кукольным театром. Наталья Васильевна, ученица Ильи Машкова, Петра Кончаловского, братьев Весниных начиная с 1930-х годов работала художником в московских клубах и Краеведческом музее города Истры. Во время Великой Отечественной войны была художником-декоратором в передвижном театре при Московской областной филармонии, ездившим со спектаклями по госпиталям. С 1950 года работала в Поленове. Здесь при заложенном отцом музее она организовала театральный кружок и кукольный театр, главным зрителем которого становится сельская детвора. На выставке можно увидеть и кукол, и ее акварели.

Такое сходство занятий сестер, разделенных войнами и позже "железным занавесом", было естественным для детей, выросших в семье, где домашний театр и постановки, в том числе с участием местных деревенских детей, были сердцем жизни в усадьбе Поленова. Уже после смерти Василия Дмитриевича, в 1920-1940-е годы его дети на сцене деревенского народного театра осуществляли постановки Мольера, Пушкина, Лермонтова, Гёте. Но возможность сопоставить работы сестер, сделанные во Франции и в России, появилась впервые.

"Люби Россию такой, какая она есть", - этот завет матери ее сын Александр Ляпин повторял, как заклинание. Три года назад он передал в дар Музею-заповеднику В.Д. Поленова архив матери. Он сохранил всё, вплоть до квитанции на кукол, которых она сдавала в протестантскую церковь. Мария Васильевна на 12 лет пережила свою младшую сестру. Она умерла в 1976 году и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Не так давно сын перезахоронил ее прах на кладбище села Бёхово, рядом с могилой ее родителей.

Актуальное искусство Москва Столица