Трагедию, произошедшую в Татарстане, ульяновские речники комментируют неохотно. Однако отмечают, что это большая редкость - на их памяти такого не было давно.
- Высказывается предположение, что у судна был разгерметизирован корпус. Возможно, так и произошло, - говорит заместитель генерального директора Ульяновского речного порта Борис Падиаров. - В тех условиях, в которых теплоход эксплуатировался на Куйбышевском водохранилище, затонуть он вроде не был должен. Но почему так произошло - сказать сложно. Очень мало данных. Похожего на моей памяти не было, я не слышал, чтобы такое судно тонуло.
Другие специалисты считают, что наиболее вероятной причиной трагедии стало то, что теплоход был старым. Не исключено, что судно просто проржавело, образовалась трещина, которая дала течь. К тому же, скорее всего, в проекте не были заложены водонепроницаемые переборки. В этом случае судно действительно может затонуть за считанные минуты.
- Увы, в законодательство были внесены изменения, которые сняли с судовладельцев обязанность предъявлять судно после зимнего ремонта. Раньше это было наказуемо, нарушителей ждали штрафы, а также запрет на эксплуатацию. Сейчас же можно уйти в рейс без проверки, - пояснил эксперт, который попросил не упоминать его имени. - Техническое состояние судов контролирует Российский речной регистр. Его специалисты проверяют качество швов, проводит дефектацию корпуса и так далее. Возможно, все эти документы у судовладельцев были, и, несмотря на приличный возраст, судну дали заключение о годности к плаванию.
Андрей Силкин, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области:
Я в прошлое воскресенье разминулся с " Булгарией" борт о борт в Казанском порту, когда возвращался домой. Удивился страшному крену на правый борт, с которым корабль полз вдоль причала. Выглядел он словно корабль-призрак. Я подумал, что его перегоняют на завод, еще порадовался за красивое в прошлом судно, которое, возможно, обретет новую жизнь после капремонта. На борту никого, ватерлиния нарисована неровно. А перед причалом у него вообще движок "встал". Об этом позже по рации сообщили. До сих пор в ушах слышен сиплый голос капитана. Обычно капитаны бодро докладывают, а этот говорил односложно и устало.
Вчера вечером на поверхности уже ничего не плавало, разметало штормом. Дежурили три буксира и телевидение на берегу. Установили черный буй с белым крестом на месте гибели судна. Все погибшие, очевидно, внутри корпуса. Более ста человек, много детей.
Шторм был очень сильный. Мы подошли из Казани через пять часов после катастрофы. Волны огромные, ветер до 20-ти метров в секунду. Эта калоша, похоже, зачерпнула воду через накренившийся правый борт при проходе поворотного буя.
Неожиданная смерть всегда кажется невозможным событием, что бы ни говорили о предначертанности судьбы каждого из нас. Но, вспоминая корабль-призрак, увиденный в прошлое воскресенье в Казанском порту, не могу избавиться от тяжелого ощущения. Мы часто встречаем такие призраки в жизни. Это не только непригодные к эксплуатации корабли, но и неправильно обустроенные пешеходные переходы, свисающие с крыш угрожающие сосульки, просроченные медикаменты, поступающие в лечебные учреждения, и многое другое, потенциально угрожающее жизни и здоровью людей. Каждый раз предполагаем, что это не для нас. Видим и спокойно идем дальше.
Справка "РГ"
В последний раз подобная масштабная трагедия произошла в районе Ульяновска 5 июня 1983 года. Тогда круизный теплоход "Александр Суворов", следовавший по маршруту "Ростов-на-Дону - Москва", на полном ходу зашел под несудоходный пролет моста через Волгу. Последствия оказались страшными: у теплохода была полностью снесена рубка, кинозал. По железнодорожному мосту в этот момент ехал грузовой поезд. Часть вагонов сошла с рельсов: они упали на судно. Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек (во время рейса "Александр Суворов" был перегружен). Большая часть пассажиров в тот момент находилась в кинозале и на танцплощадке, которая была "срезана" подчистую.
Причиной ЧП эксперты назвали халатность первого штурмана и рулевого, а также отсутствие сигнальных огней на мосту (столкновение случилось около 11 часов вечера).