История битвы в Сагре, о которой "РГ" уже писала (см. "Добрая деревня с вилами" от 8 июля с.г.), на самом деле еще не закончена. Не только потому, что по факту перестрелки и убийства одного из приезжих ведется следствие. Более всего жители уральского поселка сейчас боятся, что после разбора всех криминальных составляющих они так и останутся без защиты, без дороги, без права голоса.
Ситуацию в поселке Сагра, где в ночь с 1 на 2 июля произошла массовая драка и перестрелка между местными жителями, вставшими на защиту деревни, и приезжими боевиками, во властных структурах расценивают как "из ряда вон выходящую".
Сами же жители Сагры в разговоре с корреспондентом "РГ" утверждали, что "никакого из ряда вон", такое могло случиться в любой глухой деревне. Ведь возможности превращения тихого села в край бандитских вылазок времен девяностых возникли гораздо раньше нашумевшего конфликта.
Если коротко, то хронология кровавых событий в поселке выглядит так: 1 июля местные жители предъявили претензии цыгану Сергею Красноперову, заявив, что с его появлением в деревне начали происходить нехорошие события, в частности, кражи. Семье цыгана прямым текстом предложили "убираться из поселка". Красноперов ответил, что у него есть люди, готовые за него постоять, и назначил "стрелку" в ближайшем лесочке.
В назначенный час защитники не появились, зато, когда начало темнеть, в поселок позвонил один из местных, сообщив, что к ним едет более десятка машин с вооруженными людьми. Деревенские схватили кто что мог - топоры, вилы и дробовики - и бросились встречать боевую бригаду.
Перестрелка у околицы продолжалась примерно минут 20. Судя по многочисленным следам пуль, изрешетившим стоявшие здесь сосны, палили обе стороны не жалея патронов. По некоторым данным, на месте боя нашли даже гильзу от автомата. Прекратились выстрелы, когда послышались крики: "Милиция, милиция..." Все бойцы разбежались.
На самом деле, по словам очевидцев, милиция приехала намного позже реальных боевых действий. Говорят, что первых стражей правопорядка увидели через два часа.
- Почему так долго добирались? - спросил впоследствии специально приехавший в Сагру, чтобы разобраться в случившемся, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин у руководителя ГУ МВД по Свердловской области Михаила Бородина. В ответ услышал: милиционерам мешали отдыхающие, добирающиеся в пятницу вечером на машинах до дач.
Корреспонденты "РГ" решили провести свой эксперимент и выяснить: насколько долог путь. Поясним сразу, что поселок этот хоть и расположен в 35 километрах от Екатеринбурга, но находится в такой непроезжей глуши, что назвать его центром дачной жизни язык не поворачивается. Дорога, что ведет сюда, не обозначена ни на одной автомобильной карте. Это разбитая грунтовка, проложенная, наверное, во времена освоения Сагры.
Мы стартовали на обычной машине без мигалок также пятничным вечером от ОВД города Верхняя Пышма, к которому "приписана" Сагра. Промчаться по асфальту по злополучной грунтовке хватило десяти минут. Остальные несколько километров преодолевали по ямам и колдобинам в течение получаса. Итак, через 40 минут мы уперлись в злополучный лесок, перетянутый сейчас желтой ленточкой с надписью: "Не пересекать. Прокуратура РФ".
Получается, что местная милиция явно не торопилась на место ЧП. Правда, выяснить, сколько точно времени оперативная группа потратила на дорогу, нам не удалось. Эти данные отказались давать и в ОВД Пышмы, и в следственном управлении СК РФ по Свердловской области.
Сейчас от незваных налетчиков Сагру охраняют, как спецобъект. Денно и нощно у въезда дежурят ДПСники. Проверяют и фиксируют документы у всех въезжающих в поселок. А жители поселка установили свой сигнал SОS: у фельдшерского пункта повесили рынду. Железный рельс на веревке, бьет не хуже колокола: слышно во всех сельских закоулках.
Меры не лишние. Как пишет в своем блоге вице-президент фонда "Город без наркотиков" Евгений Маленкин, жители поселка ему сообщили о попытке нового "нашествия" на Сагру. "У нас тут пять машин с азербайджанцами возле поселка стоят, чего-то ищут. Сразу позвонил в ГУВД, до пышминских не дозвониться. По нашим предположениям, после нападения они сбросили здесь стволы. А сейчас приехали их забирать...."
Версия возможного межнационального конфликта, спровоцировавшего перестрелку деревни, сейчас самая горячая. Все официальные структуры ее однозначно отрицают: доказано, что среди приехавших на разборку в Сагру половина было русских. Но даже сам факт вмешательства в жизни тихого поселка нескольких приезжих бойцов оставляет нехороший след.
Вот как "Российской газете" прокомментировал ситуацию президент Урало-Азербайджанского общества дружбы Асад Кулиев:
- Раз погиб азербайджанец, значит, вроде бы здесь есть национальный оттенок? Погибший азербайджанец Фаиг Мусаев - гражданин Грузии. Насколько мне известно, он не был членом ни одной национальной общины, но мы не отказываемся от него. Криминал - это криминал... В Екатеринбурге есть злачные места, например, Четвертая продовольственная база, Бебелевский рынок и некоторые кафе национальной направленности, где проводят время люди неопределенных занятий, которые постоянно ищут работу. Тут подвернулась грязная работа, и они согласились. Сели в машины и поехали на место встречи, или, как говорят, стрелки... В самом селе тоже живут по каким-то непонятным правилам...
То, что Асад Кулиев назвал "непонятными деревенскими правилами", на самом деле вполне объяснимые действия людей, прекрасно понимающих, что адекватной помощи им ждать неоткуда.
В последние годы, да что там, десятилетия, поселок Сагра жил только в надежде на свои силы и возможности. Из-за плохой дороги и сложности дозвониться до райцентра никто не рассчитывал на скорую помощь милиции, медиков, МЧС. Только однажды, нынешней зимой, сагринцы пытались было взбунтоваться и вызвали журналистов, чтобы отстоять права своих детей. Произошло это, когда администрация округа отменила школьный автобус, доставлявший детишек на учебу в соседний поселок. Но бунт не помог. Жителям села в очередной раз предложили решать проблему самим: по правилам безопасности пускать по такой разбитой дороге автобус нельзя...
Поэтому когда летом нынешнего года в поселке участились кражи и местного цыгана заподозрили в нечестной предпринимательской деятельности, никто из сельчан даже обращаться во властные или правоохранительные органы не стал. По нашим сведениям, до перестрелки не подавалось ни одной жалобы или заявления. Даже когда ситуация накалилась до предела, никого не позвали на помощь.
Если честно, Сагра живет сейчас в тревожном ожидании. Местные жители просто боятся, что всю вину за случившееся свалят на тех, кто защитили как могли деревню, детей и жен. Да и странно им, что нападение вооруженной группы людей на мирно спящий поселок в середине России квалифицировано правоохранительными органами как обычное хулиганство?..
Между тем
Предъявлено первое обвинение по делу о конфликте в Сагре. В хулиганстве обвиняется 31-летний местный житель, чья фамилия официально не разглашается. Известно, что этот человек никогда не скрывал своего участия в конфликте и признал, что применял оружие, защищая местных жителей.
По факту перестрелки сейчас возбуждено три уголовных дела. Два в отношении жителей поселка, одно - в отношении человека, приехавшего на разборку в деревню. Правоохранительными органами установлена большая часть лиц, которые ехали на разборку в поселок.