Комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политике провел "круглый стол" по своему докладу "Инвестиционный климат в регионах: состояние, проблемы, перспективы". Главный вывод доклада: для большинства регионов характерны хаотичная политика в сфере привлечения капиталовложений и недостаточное использование механизмов ГЧП в разработке и реализации инвестпроектов.
В своем выступлении Сергей Беляков, директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России, обратил внимание на то, что недостаточно одних только федеральных решений по привлечению инвестиций и для роста реальной отдачи от них. Нужна "целенаправленная инвестиционная "линия поведения" на уровне субъектов Федерации. И вовсе не требуется соревнования по темпам привлечения капиталовложений, как это зачастую проявляется. Требуется их реальная отраслевая отдача, что, по мнению С. Белякова, наиболее важный критерий инвестиционной привлекательности регионов. Он также отметил, что во многих субъектах Федерации пока еще слабо понимают механизмы ГЧП и потому недостаточно их используют в инвестиционной политике. А этот фактор тоже "отпугивает" инвесторов. Особенно зарубежных, поскольку государственно-частное партнерство уже не первое десятилетие используется в инвестиционной политике многих государств и компаний.
В этой связи С. Беляков обратил внимание на более качественную политику в сфере капиталовложений в Ульяновской области. По его мнению, администрация и бизнес-структуры этой области стали ориентироваться на качественную подготовку инвестпроектов и более активное использование ГЧП-механизмов. Опыт Ульяновской области, как полагает Беляков, нелишне изучать другим регионам.
Что касается общероссийских инвестиционных тенденций, Галина Изотова, первый зампред Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, обратила внимание на то, что зарубежные инвесторы в большинстве своем реагируют прежде всего на высокую нефтегазовую составляющую в российской экономике. Поэтому они "идут" прежде всего в нефтегазовые субъекты Федерации, где вдобавок условия инвестирования и уровень использования ГЧП зачастую несопоставимы с этими факторами в большинстве других регионов РФ. Соответственно, по темпам и привлечения прямых инвестиций, и вложений в основной капитал по-прежнему лидируют нефте- и газодобывающие субъекты Федерации. А также те регионы, которые в минимальной степени зависят от госбюджетных дотаций (см. диаграмму).
Упомянутые и смежные факторы привели к тому, что за январь-май-2011 объем инвестиций в России вырос только на 2% к тому же периоду 2010 года, причем после падения в январе-марте. Поэтому в апреле Минэкономразвития России снизило прогноз роста инвестиций в 2011 году до 6%, то есть примерно на треть.
По данным упомянутого доклада, в десятке лидеров по привлечению инвестиций на первом месте, по итогам I1-го квартала, - как и прежде, Тюменская область. На второе место -- ввиду роста капиталовложений в основном в олимпийские стройки -- выдвинулся Краснодарский край. Третье место -- у "нефтегазоизбыточного" Ханты-Мансийского автономного округа и Москвы.
Что касается инвестклимата, он признается российскими и зарубежными аналитиками наилучшим в Татарстане и Калужской области. Оба этих региона возглавили региональный рейтинг субъектов Федерации по характеру инвестиционного климата, составленный Ernst & Young. Схожие характеристики у тех же субъектов Федерации и в инвестиционных исследованиях Международной организации кредиторов в 2010-2011 гг. А вот отстающие по качественным параметрам инвестполитики - Чукотский автономный округ, Ингушетия, Тува, Пермский, Ставропольский края.
Между тем один из важнейших факторов инвестпривлекательности российских регионов - надлежащая транспортная инфраструктура. Так что проекты ее развития в рамках регионального и межрегионального ГЧП в ряде регионов вскоре повысят их недостаточную инвестиционную конкурентоспособность. Так, в конце июня полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский обратился к премьер-министру Владимиру Путину с предложениями, которые, по его мнению, позволят ускорить строительство железной дороги Красноярский край-Тува (Курагино - Кызыл). Она создается в рамках межрегионального ГЧП.
Как отметил полпред, "есть инвестпаспорт проекта, а также твердое решение, что государство из Инвестфонда выделяет на эту стройку 49 млрд рублей. Создана корпорация, которая должна быть партнером государства в финансировании создания этой железной дороги. Существует уже прошедший экспертизу набор проектно-сметной документации по этой артерии". По словам В. Толоконского, "после того, как предложенные решения будут приняты, мы сможем в ближайшие две-три недели подготовить все документы, которые позволят приступить к строительству железной дороги в Туву".
ДОЛЯ РЕГИОНОВ В ИНВЕСТИЦИЯХ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ РФ ЗА 1-Й КВАРТАЛ 2011 ГОДА