Проблему доступа региональных предприятий к финансированию невозможно решить действиями какой-либо одной стороны, участвующей в экономическом процессе: этих сторон несколько, и у каждой из них - своя логика, свои проблемы и риски, которые сильно, а иногда и критически затрудняют экономическое развитие. Рассмотрим эти стороны, их интересы, ожидаемые действия и проблемы в логике проектного процесса.
Во-первых, это предприятия и их проекты. Инвесторы от них ждут качественно подготовленных кредитных (инвестиционных) заявок, основанных на документально подтвержденном сбыте; инвестиционно-привлекательный баланс; кредитной истории, надежных подрядчиков, ждут, что они примут меры по повышению капитализации, сделают внешний анализ рисков и разработают меры по их контролю, снижению или компенсации.
Однако качество кредитных и инвестиционных заявок предприятий, как правило, плохое, документальное подтверждение заявленных исходных данных отсутствует, капиталы маленькие, имеющиеся активы недооценены, не оформлены и не учтены, риски не выявлены, механизмы их контроля и компенсации отсутствуют, отсутствуют и квалифицированные сотрудники для эффективной работы с инвесторами.
Во-вторых, это средние и региональные банки и инвесторы других типов. Их официальные интересы - расширение клиентской базы, повышение качества заемщиков, увеличение эффективности работы кредитных подразделений, снижение рисков, выстраивание партнерских отношений с более крупными банками (в т.ч. международными), вхождение в крупные проекты. Однако они сталкиваются с проблемой ограниченных и дорогих ресурсов, у них ограниченный доступ к крупным предприятиям и холдингам федерального уровня.
В-третьих, это региональные власти и их инфраструктурные организации. Они должны разрабатывать реальные программы инвестиционной поддержки предприятий региона, публичные и четкие механизмы и условия поддержки и публично отчитываться об исполнении таких программ. Однако эти программы часто носят формальный характер, механизмы и условия поддержки непубличные и непрозрачные, немногие предприниматели реально могут воспользоваться ими, публичные отчеты об исполнении таких программ чаще всего отсутствуют.
Наконец, это федеральные власти и их инфраструктурные организации, официальные интересы которых - развитие экономики страны, увеличение доходов бюджетов от деятельности предприятий, рост числа рабочих мест и средней зарплаты. Ожидаемые действия федеральных властей - реальные программы инвестиционной поддержки предприятий, создание системы международного продвижения и защиты российских проектов и интересов российских предприятий, снижение налоговой, административной и коррупционной нагрузки на бизнес. Однако и здесь программы инвестподдержки, продвижения и защиты российских проектов и интересов предприятий часто носят формальный или выборочно-кулуарный характер, механизмы и условия поддержки часто непубличные и непрозрачные, немногие предприниматели реально могут воспользоваться ими, публичные отчеты об исполнении таких программ чаще всего отсутствуют. Что касается механизма ГЧП, то он почти не работает, из 22 известных режимов ГЧП используется от силы 2-3, да и то в очень узком диапазоне отраслей типа концессий на дорожное строительство.
Можно было бы и дальше продолжить перечень недостатков и проблем сотрудничества бизнеса и властей разных уровней, но уже вполне достаточно оснований для вывода: уровень диалога между сторонами проектного процесса явно недостаточен, стороны практически не слушают друг друга, разговаривают на разных языках, чиновники озабочены больше сиюминутными красивыми отчетами, а бизнесмены - сиюминутной прибылью, а долгосрочными интересами общества не озабочен никто. Однако нашим международным конкурентам только этого и надо: они с успехом вытесняют отечественные предприятия из все новых отраслей бизнеса, а власти проявляют к этому редкостное равнодушие, даже своему региональному бизнесу практически не помогают.