12.07.2011 00:40
Экономика

Олег Морозов: В России законодательно-нормативная база отстает от развития практики ГЧП

Опыт Франции по использованию механизмов ГЧП актуален для России
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №23 (805)
Читать на сайте RG.RU

В ходе недавнего российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры" отмечался, в частности, сравнительно узкий "ассортимент" ГЧП в России в сравнении с Францией. Участники форума объясняли этот "разрыв" тем, что ГЧП - составная часть экономической истории Франции, в то время как в России государственно-частное партнерство еще не преодолело этап становления.

Международная организация кредиторов (WOC) приурочила к этому форуму исследование "Рынок ГЧП в ЕС, Франции и России". По этому документу если в 80-90-х годах контракты ГЧП в регионе Евросоюза заключались в основном в инфраструктурном секторе, то в последние годы эти механизмы все более активно используются в ряде отраслей и сфер. В 2010 году доля сфер образования и здравоохранения в общем числе ГЧП-контрактов возросла до 35% по стоимости и до 51% - по количеству сделок.

Причем если в Великобритании, Франции, Германии, Испании и прежде всего во Франции (см. диаграмму) этот рынок уже сформирован, то другие страны ЕС, особенно "новобранцы", только начинают осваивать такие механизмы инвестполитики.

Что касается России, то, по данным упомянутого исследования, РФ пошла по "стандартному" пути: ГЧП наиболее активно развивается в стройиндустрии, транспортном строительстве и других инфраструктурных проектах. Набирает темпы использование механизмов такого партнерства в ЖКХ, экологических проектах. Но, к примеру, в здравоохранении и научно-образовательной сфере ГЧП пока используется "символически". В отличие от той же Франции. Поэтому, как отметил на форуме посол Франции в России Жан де Глиниасти, возможны не только использование французского опыта ГЧП в этих секторах, но и совместные с французской стороной проекты межгосударственно-частного партнерства в непроизводственных секторах России.

Скажем, в 1990-2010 гг. в ЕС реализовано 1452 проекта ГЧП на сумму 272 млрд евро. Только в 2010 году таковых было 112, а их стоимость составила 18,3 млрд евро. Что касается Франции, объем соглашений ГЧП только за 2010 год составил 1,8 млрд евро - это 19 уже реализованных проектов. А в России этот показатель более чем в 7 раз ниже.

Традиционные инструменты ГЧП в России - концессии (кстати, успешно использовавшиеся в СССР в 20-40-х годах прошлого века) и особые экономические зоны - активно внедряются в российскую экономику на протяжении последних пяти лет. Но, по словам первого зампреда Госдумы Олега Морозова, законодательно-нормативная база пока отстает от развития практики ГЧП. Поэтому в стране активизировался процесс создания нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государства и бизнеса в рамках разнообразных механизмов ГЧП. К настоящему времени уже в 34 субъектах РФ действуют законы о ГЧП, а более чем в 20 - готовы или дорабатываются соответствующие законопроекты.

Что касается отраслевой структуры ГЧП-проектов, то, например, в Сибирском федеральном округе, по данным WOC и Центра развития ГЧП, за 2008-2010 годы доля в инвестпроектах с использованием механизмов государственно-частного партнерства почти достигает трети, а строительной сферы составляет 35%.

Но, согласно исследованию WOC, наиболее приоритетной сферой применения механизмов ГЧП на ближайшую перспективу останется транспортная инфраструктура, в том числе по географическим причинам. То есть, во-первых, 60% протяженности сети железных дорог, около 40% автодорог и почти 20% срочно нуждаются в реконструкции и модернизации. А во-вторых - в РФ на одну тысячу жителей приходится только 6,6 км сухопутных магистралей, в то время как, например, в Канаде - 26,1, США - 21, Польше - 9,9, Бразилии - 9,6 км.

Если в более широком контексте - все более тесное переплетение национальных экономик в регионе Евросоюза обозначило развитие межгосударственно-частного партнерства. И прежде всего в формировании региональных и межрегиональных портов, транзитных коридоров, а также межгосударственных энергосистем. Скажем, транссредиземноморские нефте- и газопроводы, большинство из которых "замыкается" на Франции, сооружались в 70-90-х годах именно в рамках МГЧП, в том числе с участием североафриканских стран-экспортеров нефти и газа (Алжир, Ливия, Тунис). А заводы по сжижению североафриканского газового сырья в Алжире создавались в 70-80-х гг. с участием французского бизнеса тоже в рамках МГЧП. Прежде всего потому, что эти предприятия опять-таки сориентированы в основном на французский рынок.

Такой опыт фактически перенимается Россией и рядом других стран бывшего СССР в схожих проектах примерно с середины 1990-х годов.

Бизнес