Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и Центр развития ГЧП провели экспертное совещание по теме "Развитие социальной инфраструктуры: механизмы ГЧП как инструмент привлечения инвестиций в сферу образования". Член экспертного совета Центра развития ГЧП Элла Гимельберг ответила на вопросы "РБГ".
- Ваш доклад был посвящен мировому опыту в сфере ГЧП в образовании, а также обзору России, что, по вашему мнению, может быть интересно нашему государству перенять у иностранных коллег?
- Анализ мирового опыта показал, что каждая страна в той или иной мере проходит свой путь развития ГЧП в целом и в образовании в частности, но при этом есть страны, такие как Великобритания и Канада, которые являются "законодателями мод", или, например, Нью-Йорк, как городская агломерация, которая при мэре Майкле Блумберге совершила переворот в сфере образования.
Как и многие другие страны, Великобритания столкнулась в 1980-х годах с дефицитом денежных средств, а также с обнищанием крупнейших промышленных районов страны, таких как Ливерпуль и Манчестер. Только для ремонта школ в Великобритании в начале 1990-х годов требовалось более 7 млрд фунтов стерлингов. Бюджетная система страны не могла выдержать такую нагрузку в моменте - требовалось восстанавливать промышленное производство и инфраструктуру - те объекты, которые генерируют доходную часть бюджета. В 1992 году правительство Великобритании представило Частную финансовую инициативу (PFI), прежде всего, как средство большего дисциплинирования приобретения услуг для публичной инфраструктуры. В рамках этой политики частный сектор был вовлечен в проектирование, строительство и обслуживание инфраструктурных объектов.
Применение механизмов ГЧП позволило кардинально изменить ситуацию. На текущий момент в Великобритании действует 15-летняя программа, в рамках которой государство выделяет ежегодно 2,2 млрд фунтов стерлингов для ГЧП-проектов, что полностью покрывает потребности страны.
Что касается опыта Нью-Йорка, то здесь я бы хотела обратить внимание на то, что образовательная сфера США отличается от российской тем, что там существует два вида школ и колледжей: городские и частные. Майкл Блумберг к вопросу решения проблем со школами подошел системно. На момент его назначения мэром города в Нью-Йорке было около 1,1 млн школьников, 80 тысяч учителей и 1700 школ, более половины из которых были построены до 1949 года. В мэрии было создано два департамента: департамент строительства школ и департамент образования. Причем департамент строительства школ занимался только строительством, реконструкцией, обслуживанием и эксплуатацией объектов недвижимости и инфраструктуры, а департамент образования отвечал только за процесс обучения и школьные программы. Их деятельность между собой практически никак не взаимосвязана.
Кардинальное изменение, введенное новым мэром Нью-Йорка, заключалось в том, что частный сектор не должен искать информацию о том, как делать бизнес в сфере образования. Для исключения всех видов коррупции и лоббирования был создан сайт, на котором собрали всю информацию о системе образования Нью-Йорка. Структурировали и выложили в открытый доступ все справочники о программе "Зеленая школа" (программа "Зеленая школа" предусматривает строительство и реконструкцию школ и всех инфраструктурных систем с учетом современных требований к экологии и природопользованию), а также раздел "делаем бизнес". Будучи бизнесменом, я могу отсмотреть, в какой сфере я могу быть полезна городу и что мне требуется сделать, чтобы стать городу партнером.
- Какие формы ГЧП в образовании вы бы выделили?
- ГЧП в сфере капитального строительства, ГЧП в сфере обслуживания и ГЧП в сфере образовательного процесса.
ГЧП в сфере капитального строительства более-менее понятны для всех: проектирование, строительство, поддержание объекта в надлежащем состоянии, а также текущая эксплуатация. Суть их заключается в строительстве объектов недвижимости за счет инвестора с последующей передачей государству через договоры аренды с правом выкупа, договор лизинга и т.д.
ГЧП в сфере обслуживания в первую очередь связаны с неключевыми компетенциями государства - организация питания учеников, содержание библиотечного фонда и компьютерных классов, уборка территории и т.д.
ГЧП в сфере образовательного процесса - это ключевая компетенция государства. Предоставление образовательных услуг ученикам является квинтэссенцией сферы образования. Здесь государство может иметь монопольное право или регулировать деятельность частных образовательных учреждений лицензированием.
- Что даст государству внедрение ГЧП в сфере образования?
- Во-первых, ГЧП даст снижение нагрузки на бюджеты всех уровней. Строительство таких объектов, как школа или детский сад, занимает от 8 месяцев до 1,5 лет. Соответственно, возникает ситуация, когда оплата государственного контракта ложится на бюджет региона или муниципалитета в рамках одного финансового года. Применение механизмов ГЧП позволяет равномерно распределить нагрузку на бюджет в течение 15-20 лет, что позволит за те же деньги в текущем бюджете построить не один объект недвижимости, а, например, 5 или 10.
Во-вторых, внедрение ГЧП позволяет государству получать те компетенции, которых ему не хватает. Разделение коммерческих рисков с бизнес-сообществом дает возможность создавать современные многофункциональные объекты недвижимости для нивелирования риска снижения рождаемости и падения спроса на образовательные услуги. Также оказание услуг на основе ГЧП зачастую позволяет получать за те же деньги услуги более высокого качества или существенно экономить.