Спасти удалось 79 человек, из которых 50 туристы, 23 члены экипажа и шесть незарегистрированных пассажиров. Трагедия произошла в воскресенье около двух часов дня. Двухпалубный теплоход возвращался из города Болгар.
Это культовое место для многих жителей республики. Здесь расположены останки древнего городища, некогда столицы Волжской Булгарии, где предки современных татар в X веке официально приняли ислам.
Традиционно по выходным сюда приезжает много паломников и просто туристов. Рейс, что называется, обкатанный за многие годы. Однако в этот роковой день все сложилось иначе.
- Была сильная гроза, - вспоминает один из пассажиров "Булгарии" Николай Чернов, - и вдруг теплоход стал заваливаться на правый борт, а затем пошел на дно. Он утонул буквально за три минуты!
С собой судно "забрало" жену и внука Николая. По его словам, незадолго до трагедии он видел, как на теплоходе аниматоры собрали детей в игровом салоне. "Там было около тридцати ребят. Вряд ли они смогли спастись".
Сам мужчина, как и многие другие, удержался на плаву благодаря двум надувным плотам. Они автоматически раскрываются и всплывают на поверхность в том случае, если теплоход начинает тонуть.
Николай пробыл в воде около 1,5-2 часов. За это время, по его словам, мимо терпящих бедствие проплыли два судна. Одно называлось "Волганефть", а вот название второго, баржи, он не разобрал. Люди кричали, махали им руками...
Однако безуспешно. Они не остановились. Позже их спасла команда теплохода "Арабелла", идущего следом за "Булгарией".
Еще один пассажир вспоминает о случившемся так:
- Я курил на палубе и вдруг увидел, что ее заливает вода. Стал кричать: "Спасайтесь, тонем!" Поначалу мне даже не поверили. Думали, шучу. А потом стали выбивать стекла иллюминаторов. Кто смог из них выбраться, тот и спасся. Держаться на плаву мешало течение, да и вода была очень холодная. У одного из мужчин, державшего маленького сына, онемели руки, и он выпустил ребенка.
Доплыть до суши было практически нереально - берег находился в трех километрах. Тем не менее, как сообщили в ГУ МЧС России по РТ, двоим мужчинам удалось это сделать. Но все же главным спасителем замерзающих в воде людей стал теплоход "Арабелла".
- Сами мы не видели, как тонул теплоход, - рассказывает аниматор судна Светлана Алексеева. - К нам подплыл мужчина и попросил о помощи. Экипаж "Арабеллы" действовал профессионально и быстро. Понадобилось несколько заходов на шлюпках, чтобы спасти всех видневшихся на поверхности воды людей. По словам Светланы, капитана "Булгарии" среди них не было. Зато из воды достали его старшего помощника, также механика. Позже выяснилось, что на борту теплохода была и его жена, которая не спаслась.
Стаж работы капитана Александра Островского - 29 лет. В этом году 54-летний мужчина вышел на пенсию, но продолжал работать.
Вскоре на помощь "Арабелле" поспешили силы Камско-Устьинского гарнизона пожарной охраны и Поисково-спасательной службы. А спустя час на место происшествия из Казани вылетел вертолет Ми-8 МЧС России.
На этом же судне около девяти часов вечера их доставили в Казань. В речном порту их встречали сотни близких людей. Когда на сушу спускался очередной пассажир "Булгарии", его с рыданием обступали родные. Сами спасенные в большинстве своем тоже беспрестанно плакали. И женщины и мужчины. На месте им оказывали помощь психологи и врачи "скорой помощи".
В Главном управлении МЧС России по РТ был создан оперативный штаб. На место трагедии выехал исполняющий обязанности президента РТ - премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, который руководил спасательными работами.
Во время первоначальных следственных действий было установлено, что при отплытии из Казани теплоход "Булгария" уже имел неисправность главного левого двигателя. Тем не менее судно вышло в рейс. Кроме того, десятого июля при выходе из Болгар в направлении Казани теплоход имел правый крен. Это могло быть обусловлено следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и прочими обстоятельствами.
К настоящему времени произведена выемка документов сразу в трех компаниях: эксплуатанта "Булгарии" - ООО "АргоРечТур", владельца судна - ОАО Судоходной компании "Камское речное пароходство" и арендатора - ООО "Бриз". Проведены допросы спасенных пассажиров и членов команды по обстоятельствам происшедшего. Ведется расследование.
Продолжаются работы по подъему теплохода "Булгария"Между тем на интернет-форумах, посвященных речному судоходству, специалисты выдвигают свои версии катастрофы. Любопытно, что здесь можно встретить обсуждение "Булгарии" еще задолго до трагедии. Записи датируются апрелем-маем 2010 года.
Пользователь "Железный Дорожник":
"В 2007-м тогда еще "Украина" вышла из затона. Было сказано - одну навигацию она проходит, потом - полная переборка МКО. В июле 2007 года меняется фрахтователь и с тех пор она ходила фактически без ремонта".
А вот уже обсуждение катастрофы. Версию выдвигает некто Анатолий:
"Критический крен этих судов по паспортным данным 18 градусов. Но это при старой планировке. Другое дело сейчас - переделки. Метоцентрик сместили и вот результат. А рассуждать о столкновении с буем просто смешно. К тому же у этих судов как минимум 8 водонепроницаемых переборок".
Пользователь Олег:
"Лучше бы стоял он на отстое и по сей день. Наверняка были какие-то проблемы, его давно надо было списать, если денег нет на качественный ремонт. Подлатали и вперед деньги с граждан стричь. Людей жалко".
Василий:
"...Суда необходимо было своевременно отремонтировать и заменить. Но никто особо этим заниматься не хотел. Это требовало крупных финансовых затрат. Все ограничивалось в основном лишь наведением внешнего лоска - наложением очередного слоя краски для показа проверяющим и выпуска судна в очередную навигацию. То же самое случилось и с "Булгарией". На снимках даже не вооруженным глазом видно, как из-под краски в корпусе (особенно почти у самой ватерлинии) во многих местах проступает сильная коррозия. Видно, что о техническом состоянии теплохода никто особенно не заботился. Нынешние судовладельцы, фрахтователи, туроператоры соответственно не позаботились о безопасности, а лишь выжимали бабло из старенького судна до последней капли, наплевав на все и вся".
Корреспондент "РГ" связался с одним из участников этого форума, пожелавшим остаться неизвестным. Он несколько месяцев ходил на этом судне еще до того, как оно было продано последнему владельцу.
- Поскольку у него был сломан двигатель, компания "Водафлот" решила не эксплуатировать судно в следующем году, и оно было возвращено камскому пароходству. В этом году его взяли люди, ничего не понимающие во флоте коммерсанты, которым было наплевать на состояние теплохода. На русский авось понадеялись. Моя версия катастрофы - при резком повороте у пароходов начинается крен. А поскольку у "Булгарии" уже был крен из-за переполненной фекальной цистерны, то этот эффект усилился. Плюс ветер. Вероятно, они черпанули воду иллюминаторами и потеряли устойчивость... Получился оверкиль".
Начиная с ночи воскресенья на месте катастрофы работают водолазы. Всего в поисково-спасательной операции задействовано 77 человек, 69 единиц техники, два вертолета. От МЧС России задействовано 250 человек. Глава республики Рустам Минниханов побывал на месте происшествия и принял участие в работе оперативного штаба.