13.07.2011 00:50
Власть

Власти обнародовали план присоединения к Москве юго-западной территории области

Будущее столицы - в новых центрах, сформированных вокруг аэропортов
Текст:  Любовь Проценко Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №150 (5526)
Читать на сайте RG.RU

Политическое решение о расширении территории Москвы принято. Впереди у двух регионов, как выразился пресс-секретарь губернатора Подмосковья Андрей Барковский, рутинная работа.

Сначала предстоит в деталях разработать прохождение границ, определить, какие населенные пункты войдут в состав столицы, а какие останутся по-прежнему в области. Затем последует та же процедура, через которую Москва и Подмосковье прошли недавно, деля чуть не по сантиметру 700 гектаров, прилегающих к МКАД.

Вначале рассмотрение на заседаниях областной и Московской городской дум, представление новой границы на утверждение Совета Федерации. Только теперь речь идет уже о совсем иных масштабах.

По-настоящему стратегическим назвал такое решение генеральный директор института "Моспроект-4" Андрей Боков. "Исполняется вековая мечта столичных градостроителей, - сказал он корреспонденту "РГ", - вырваться за пределы московских колец". Оказывается, первым такую попытку делал еще в двадцатые годы прошлого века известный архитектор Николай Ладовский, автор одного из самых ранних планов развития Москвы, предшественника генерального плана реконструкции Москвы. Он утверждал, что при традиционном развитии в радиально-кольцевом городе кольца вынуждены расти одно за счет другого, что не может не привести к конфликту. Ладовский предлагал разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития вдоль оси.

И вот спустя более 90 лет кольцо наконец разомкнули. Что это дает Москве практически? Прежде всего возможность развиваться, не будучи стиснутой границами. "Москва переуплотнена", - неоднократно с тревогой говорил мэр города Сергей Собянин. И в самом деле, на каждом квадратном километре здесь проживает 11 тысяч человек, в то время как в Париже, Лондоне и Нью-Йорке - менее 7 тысяч, а в Берлине - менее 4 тысяч человек. И это главная причина того, что чуть ли не каждую новостройку москвичи встречают в штыки. Между тем, потребность в жилье в городе огромная - по данным департамента жилищного фонда и жилищной политики, каждая вторая семья нуждается в улучшении квартирных условий. Что и немудрено, так как обеспеченность одного жителя жилой площадью составляет в в Москве всего 19 квадратных метров, тогда как в среднем по России - 23 квадрата, не говоря уже о сравнении с городами Европы, где средняя обеспеченность - от 40 до 70 метров на человека. И, тем не менее, новое правительство города вынуждено было заморозить все ранее заключенные инвестиционные контракты, объявив: объекты, стройка которых начата, дадим достроить, а договоры на те объекты, которые пока существуют лишь на бумаге, могут быть расторгнуты.

Причина все та же - переуплотнение. На вновь отведенной городу территории, по оценке Сергея Собянина, может быть построено 60 миллионов квадратных метров жилья. "Это позволит столичным инвесторам, судьба проектов которых сейчас находится в подвешенном состоянии, вновь почувствовать себя востребованными", - заявил президент Ассоциации инвесторов Москвы Борис Фролов. Он убежден, что денег у бизнеса хватит на строительство жилья не меньше 6 миллионов квадратных метров в год вместо строящихся сейчас 2,5 миллиона. Одновременно раздвижка границ, заявил "РГ" заммэра Москвы глава городского стройкомплекса Марат Хуснуллин, может стабилизировать и стоимость жилья в столице: ведь чем больше предложений, выше конкуренция, тем ниже цены. Впрочем, ряд экспертов не разделяют такую точку зрения, полагая, что, напротив, неизбежен рост цен на 20-30 процентов. Объясняют они это традиционно существующей разницей цен в зависимости от близости к Москве. В частности, в 15 городах ближнего пояса Подмосковья квадрат на вторичном рынке жилья минувшей весной стоил 88 740 рублей, а в паре километров, но на территории столицы, - уже почти вдвое дороже - 167 647 рублей.

Сергей Собянин уверен: бизнес с его капиталами можно пригласить не только к жилью, которое он, плохо ли, хорошо ли, строит за МКАД и сейчас, но и к офисному строительству. Чем же его можно привлечь на прирезанную территорию? Да все тем же, говорит мэр, объемами: ведь здесь может быть возведено не менее 45 миллионов квадратных метров административно-деловых центров. Спрашивается, для кого? Отвечая на этот вопрос журналистам, Собянин сказал: "В федеральных органах власти работает 200 тысяч чиновников. Для переселения их потребуется не меньше 1,5 миллиона офисных мест и большое количество высококачественного жилья и инфраструктуры". Журналисты усомнились в том, что чиновники так легко покинут столицу: "Уедут в Подмосковье, но и прежние рабочие места сохранят за собой, чтобы при удобном случае вернуться". Оказывается, уже предусмотрено, как отсечь подобные попытки: "У нас есть договоренность, что аппарат каждого из ведомств переедет полностью", - сказал Собянин.

Расширение территории решит и самую больную проблему Москвы - вызволит ее из дорожных пробок. "Есть давнее правило - транспортная проблема городов решается за их пределами, - говорит Андрей Боков. - Сейчас весь кошмар, который мы наблюдаем, - следствие того, что весь транзит идет через исторический центр города. Как только появится возможность других центров, ситуация в корне изменится - транспортные потоки направятся к ним". В том же, что вслед за административным появятся и другие центры, столичные власти не сомневаются. Ведь уже развивается Сколково, определено место для международного-финансового центра - Рублево-Архангельское, наверняка обрастут офисами и отелями все три крупных международных аэропорта - современные политики и бизнесмены все больше проводят времени в перелетах, и город вынужден будет считаться с этим. Планируется построить три трассы-хорды, соединяющие границы города, минуя центр, а также реконструировать МКАД. Кроме того, в Сколково протянется новая линия метро, красная ветка от от станции "Юго-Западная" продлится на два перегона - до станций "Тропарево" и "Румянцево", а серая Бутовская - до района Коммунарка. Плюс два железнодорожных вокзала - на Киевском и Курском направлениях, в районе Калужского шоссе, да еще линия скоростного трамвая... В целом решение транспортных вопросов, по мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, займет 7 лет, 1,5-2 из которых он отводит на проектные работы, а порядка пяти лет - на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры. Полное же освоение новых земель, по мнению Марата Хуснуллина, прозойдет на раньше, чем лет через 20. Главное, считает Михаил Блинкин, не ошибиться при создании проекта освоения территории. "Можно создать очень красивый технологичный проект, - сказал он корреспонденту "РГ". - Помочь в этом может опыт "Сколково". Масштабы, конечно, разные, но, тем не менее, был международный конкурс, в ходе которого удалось привлечь лучших архитекторов мира, силами которых и родилось интересное решение".

А что же будет с высвободившимися офисами в самой столице? Мэр заявил, что город намерен использовать их под жилье и гостиницы, потребность в которых пока в Москве удовлетворена всего на 30 процентов. Не прогадают от грядущей стройки и жители районов, вошедших в этот гигантский клин между Киевским и Варшавским шоссе. Ведь их ждет, в чем единодушны эксперты, активное развитие всей экономики - строительства, промышленности, торговли, инновационных производств, что приведет уже в ближайшее время к созданию большого количества рабочих мест в ныне отсталых районах. Это избавит местное население от поездок на работу в столицу и в то же время приведет к повышению его уровня жизни. Напомним, сейчас средняя зарплата в Москве составляет 40 тысяч рублей в месяц, а в Подмосковье - 27 тысяч рублей, минимальная пенсия в столице - 11 тысяч рублей, а в области - меньше пяти тысяч. Заметная разница? Между тем, на прирезанную территорию, подчеркнул Собянин, распространяются все московские льготы. 

Нет причин для беспокойства и у дачников, и владельцев огородных соток. В мэрии заверили, для них не имеет абсолютно никакого значения, в границах Москвы или области находится их надел. Этот вопрос может встать лишь в случае, если земля попадет в зону застройки. Но и тогда она будет изыматься под государственные нужды по единому существующему в стране закону, которым предписано выкупать ее по рыночным ценам.

Сергей Собянин убежден: именно в создании такого мегагорода - рецепт процветания российской столицы. Опыт многих зарубежных городов - Парижа, Лондона и других - убедительно это доказывает. Поэтому пришла пора спешить с реализацией такого проекта и Москве.

Регионы ЦФО