14.07.2011 00:02
Культура

В "Гараже" открылась выставка JAPANCONGO

Япония и Конго встретились в "Гараже"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №151 (5527)
Читать на сайте RG.RU

Когда Жан Пигоцци, итальянский коллекционер, фотограф, бизнесмен, пригласил художника Карстена Хёллера для того, чтобы тот придумал, как лучше показать его собрание, он хорошо знал, что делает. Дело в том, что задачка была - соединить вещи, которые вообще-то не имеют между собой ничего общего. Условно говоря, скрестить баобаб со скутером.

С одной стороны, Хёллеру предложили посмотреть крупнейшую в мире коллекцию современного африканского искусства, которую собрал Пигоцци, с другой - показали собрание работ молодых японских художников, которыми тот же Пигоцци заинтересовался в последние три года. Поскольку итальянец живет между Женевой, Нью-Йорком и Панамой, то ничего удивительного, что обе его коллекции хранятся в Женеве, откуда и выезжают в разные важные музеи мира. В общем, нормальная такая ситуация эпохи глобализации.

Хёллер для решения этой кураторской задачи подходил идеально. Соединение несоединимого, можно сказать, его конек. Год назад в Москве показывали его "Гигантские трехчастные грибы", которые были похожи разом и на скульптуры, и на плоды генной инженерии. Размер их был вполне монументальный - до двух с половиной метров, а замысел концептуальный - в каждом можно было обнаружить часть мухомора и двух других вполне съедобных грибов. Понятно, что вопрос "что это за штука?" вовсе не предполагал однозначного ответа. Может статься, вопрос был важнее ответа. По крайней мере, выступая на дискуссии в "Гараже", Хёллер высказался в том смысле, что создание ситуации замешательства, недоумения, растерянности - как раз то, чем должно заниматься искусство.

Надо признаться, что в проекте JAPANCONGO, чье название, как нетрудно заметить, намекает на очередной гибрид, на этот раз мультикультурного свойства, создание этой самой ситуации замешательства Хёллеру удалось на "пятерку". Отобрав картины, объекты, фотографии 16 художников из Конго и 47 японских авторов, он не стал их смешивать, вообще не стал сравнивать. Он создал параллельные миры, которые, строго говоря, параллельными называть некорректно. Уж слишком разнятся их структуры. Японский расположился в пространстве и на стенах узкого прямоугольника. Африканский - норовит свернуться в спираль улитки, в нем возникают неожиданно залы со скругленными углами, внутри которых - объекты из бумаги и упаковок зубной пасты фантастических городов и межпланетных станций, которые окружены студийными фотографиями, сделанными в Африке 1960-1970-х годов. Структура каждого мира, похоже, отсылает к образу типового национального жилища или поселения. По крайней мере спираль, как объясняют смотрители выставки, возникла, потому что так строятся африканские деревни. Тогда строгое геометрическое пространство японской части - омаж минимализму национального дома.

Ко всему прочему Хёллер отказался от этикеток - желающие могут найти названия в отдельно выдаваемом "путеводителе". Очевидно, что меньше всего его заботит "просветительская" задача - вот, дескать, как развивается молодое искусство на японских островах и на Черном континенте. Хёллер использует работы других художников, чтобы создать свое произведение - двухчастную пространственную инсталляцию. Она, если внимательно присмотреться, втягивает зрителя в таинственный магический мир. Нет, на "внешних" стенах жилищ двух миров можно обнаружить все "маркеры" национальных миров и проблем. От фантастических диорам Киото, Токио, Хиросимы, составленных Сугиура Кейта из крохотных кусочков черно-белых фото пагод, реки, небоскребов, гор, - до яркого полотна художника из Конго Моке, рисующего сюжет распродажи обуви секонд-хэнд из Европы в галерее Монго в Центральном парке... Но стоит заглянуть внутрь - и вас встретят вполне себе фантасмагорические объекты. Одни из них, как инсталляция Тэппэй Канеюдзи, - где пластиковые ложки соседствуют с виниловыми частями скелета, может послужить убедительной иллюстрацией Кащеева царства. Объекты Акиёси Мисимы, где задействованы туфли, парики и разные кожаные штуки, похожи на трофеи или фетиши обитателей городских джунглей. Даже мирный керамический горшок от Кейко Масумото оборачивается тоннелем, внутри которого двигаются авто.

По сравнению с этим мрачноватым пространством африканская спираль предлагает встречу с гораздо более витальным миром. Он ярок, самоироничен, он тяготеет к гротеску и фантасмагории. Наконец, залы, где объединены макеты фантастических мегаполисов (в частности, Бодис Изек Кингелеза и Ригобера Ними) и фотографии Амбруаза Нгаимоко и Жана Депара, создают безумный микс монохромной реальности и яркой иллюзии утопии. Кроме того, в поисках истока лабиринта у вас есть шанс добраться до последней крохотной комнатки, куда только-только может втиснуться один человек, чтобы почувствовать себя вновь в самом начале пути... Или в тупике? Во всяком случае, понять, что вы - тоже часть проекта.

Похоже, Карстен Хёллер создал очередной многосложный гибрид. Новый объект напрочь лишен европоцентризма. За Европу и индивидуальный поиск по идее отвечают зрители. Те самые любопытные европейцы, которые приходят на выставку, чтобы увидеть экзотические миры Азии и Африки и в надежде найти собственную идентичность. Или хотя бы - ее границы. И обнаруживают, что точно таким же поиском озабочены африканские и азиатские художники. Только они ведут диалог с европейским модернизмом, который начинал с интереса к японской гравюре и африканским маскам... Не правда ли, спираль домика улитки, которую использовал Хёллер, оказывается очень кстати? Куда бы мы ни двигались, наш домик с вопросами всегда останется с нами.

Арт