Вчера Конституционный суд огласил постановление, благодаря которому адвокаты семьи Александриных, пострадавших в нашумевшем ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента ЛУКОЙЛа, надеются возобновить расследование.
- Презумпция невиновности, безусловно, является одним из основополагающих принципов, который использован в этом постановлении, - прокомментировал оглашенное постановление КС судья-докладчик Николай Мельников.
Конституционный суд признал положения пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК не соответствующими Основному Закону в той мере, в какой они позволяют прекратить в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) возбужденное в отношении него уголовное дело без согласия его близких родственников.
"Когда прекращают дело по нереабилитирующим основаниям, то по существу резюмируется, что человек совершил преступление, - объяснял Мельников, - на практике обстоит все совершенно банально: в положении о едином учете преступлений регистрируют это лицо, как совершившее преступление, как умершее, так и живое".
Именно так произошло с родственниками погибших Ольги Александриной и Евгения Ващенко. Их отцы, Сергей Александрин и Юрий Ващенко обратились в КС, требуя предоставить им право защитить доброе имя своих детей после того, как уголовные дела в отношении них были прекращены в связи со смертью. То есть по нереабилитирующим основаниям. Напомним, что в отношении Ольги Александриной постановление было вынесено в августе 2010 года: она была за рулем той машины, которая столкнулась с автомобилем вице-президента "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова на Ленинском проспекте.
Сидевшая рядом с нею свекровь также погибла, через некоторое время умер муж Ольги, и сейчас ее дочка живет у ее родителей. Сергей Александрин возражал против выводов органов предварительного следствия о виновности дочери. Отказывается поверить в выводы следствия и Юрий Ващенко, уверенный, что Карабашский горсуд в Челябинской области напрасно прекратил дело в отношении его сына по таким же основаниям. Тем более, как рассказывал Ващенко-отец в процессе, его даже не известили о прекращении расследования, ему не вручили даже копии решения.
- Я настаиваю на том, что решение Конституционного суда существенно влияет на коррупционную пробельность российского законодательства и правоприменения, затрагивающего огромный спектр дел, это автокатастрофы - ежегодно 30 тыс. дел, это авиакатастрофы, это все, что связано с гибелью человека, подозреваемого или обвиняемого, - заявил адвокат Игорь Трунов, представлявший интересы Сергея Александрина.
Николай Мельников с Труновым несогласен: "Нет, я не думаю, что будет широкая правоприменительная практика. Если очевидно, что умершее лицо виновно, извините, все эти процедуры проводить бессмысленно. То есть применять надо только там, где есть сомнения и где есть спор, поэтому должно быть у близкого родственника право инициировать рассмотрение дальше".
Тем не менее Трунов чувствовал и вел себя как победитель, объясняя журналистам, что до решения КС "был полный карт-бланш у следствия, следователь принимал решение один, вне рамок состязательности, вне рамок презумпции невиновности, поэтому, конечно, это нормализует наше следствие, это существенно скажется на качестве предварительного расследования, которое сегодня, к огромному сожалению, не соответствует Конституции и международным нормам права". Он также пообещал, что поданная им по делу Александриных жалоба в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, будет снята: "Потому что это решение удовлетворяет нас полностью, и оно позволяет пересмотреть те решения следствия, которые вызывают огромные сомнения в качестве и в непредвзятости". Трунов даже считает, что это постановление КС позволит вернуться к расследованию пермской авиакатастрофы, когда ответственность была возложена на погибшего летчика Медведева. Его супруга и соратница по защите Людмила Айвар призналась, что "мы сами не ожидали, что решение будет именно таким, и мы в восторге от решения".
- Соблюдение процедур гарантирует возможность справедливого вынесения решений, - пояснил свою уверенность в пересмотре истории на Ленинском адвокат, - машина Баркова стояла в пробке, произвести лобовое столкновение в пробке невозможно, поэтому она либо выехала на встречную и в лоб столкнулась, либо вторая машина с этими женщинами должна летать, и даже если она могла бы летать, все равно должен быть промежуток, чтобы она туда попала. Поэтому здесь абсолютно очевидный абсурд, которого быть не может. И, естественно, мы рассчитываем на то, что в рамках судебной процедуры, где мы имеем право собирать и представлять доказательства, мы разобьем этот абсурд и добьемся справедливости, несмотря на то, что эти женщины погибли и сейчас это касается только близких родственников погибших.
|
Однако адвокат Баркова Гари Мирзоян заявил вчера информагентствам: "Сейчас решение следствия представляется как то, что дело было прекращено незаконно. Но ведь следователь действовал в соответствии с тем законом, с которым он должен работать, нравится это ему или нет". Что же касается возможного пересмотра итогов расследования, то Мирзоян считает, что этому должно предшествовать внесение поправок в УПК. "Наша позиция одна, она заключается в том, что водитель Владимир Картаев не был виноват в ДТП", - добавил адвокат. А Сергей Александрин подтвердил, что намерен в ближайшее время обратиться с заявлением о необходимости возобновления расследования в следственные органы.
Интересно, что в мотивировочной части постановления КС судьи указывают, что именно материалы дела Александриной подтверждают тот факт, что прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям приводит к тому, что "такое лицо без вынесения и вступления в законную силу обвинительного приговора суда фактически признается виновным в совершении преступления, что может рассматриваться как несоблюдение государством обязанности обеспечить судебную защиту его чести, достоинства и доброго имени".
Есть и еще один аспект: если умерший подозреваемый или обвиняемый был реабилитирован, он имеет право на возмещение понесенных им расходов, как указывают судьи КС "включая процессуальные издержки, суммы, затраченные на получение юридической помощи, расходы на лечение, упущенной выгоды (неполученных заработной платы и других денежных средств, законной возможности получить которые реабилитированный лишился в результате действий дознавателя, следователя, прокурора и суда)".
Вот какой механизм предлагают судьи КС: если нет оснований прекратить дело по реабилитирующим основаниям, его передают в суд для рассмотрения в общем порядке, а близких родственников или их представителя об этом специально извещают, "при этом в ходе судебного разбирательства должны быть установлены обстоятельства происшедшего, дана их правовая оценка, а также выяснена действительная степень вины (или невиновность) лица в совершении инкриминируемого ему деяния". И только после этого суд может вынести либо оправдательный приговор, либо прекратить уголовное дело.