14.07.2011 00:50
Власть

Правовой нигилизм решено ликвидировать программно

Правовой нигилизм решено ликвидировать программно
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Столичный выпуск: №151 (5527)
Читать на сайте RG.RU

Как заставить жить по закону страну, часть которой привыкла жить по понятиям, а часть вообще этих законов не знает? Президент РФ Дмитрий Медведев подписал документ, который должен ликвидировать правовой нигилизм граждан. Это весьма важный правовой акт, поскольку там содержится программа того, как государство на ближайшее будущее собирается воспитывать в россиянах законопослушание.

Документ под названием "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" можно назвать стратегическим планом по воспитанию у граждан уважения к закону, обучению людей основам правовой культуры.

В документе подчеркивается, что правовой нигилизм граждан становится серьезной проблемой, помехой в реализации принципов верховенства права.

Самое интересное - в глубине документа. Многие из предусмотренных мер, безусловно, будут поддержаны всеми, как, например, пункт о государственных гарантиях доступности юридической помощи . Сегодня, когда все чаще наши граждане решают свои житейские проблемы в суде, гарантированная и недорогая юридическая поддержка крайне востребована.

Учить законопослушанию рекомендуется с раннего детства - включать специальную дисциплину в программу дошкольного образования для приобщения детей к элементарным общепринятым нормам. Есть в документе такие положения, вокруг которых наверняка развернутся дискуссии в обществе. Например, в главе, посвященной мерам государственной политики в области образования, предполагается особая подготовка преподавателей, ведущих предмет "Право".

Стоит вспомнить, что многие ведущие юристы предлагают ввести основы права в основной школьный образовательный курс для старших классов.

Это было бы первым шагом для воспитания у молодого поколения уважения к закону. Эти знания окажутся совсем не бесполезными во взрослой жизни. Но как организационно решить эту задачу?

Потребуются средства, и немалые. Ведь педагог-юрист - это профессия вузовская, но пока не школьная.

Если речь идет о школьном предмете, то местным департаментам образования наверняка придется пересматривать бюджет, ведь обучение преподавателей стоит денег, и немалых.

Из каких источников предполагается найти финансирование на эти, а также на остальные проекты, продекларированные государством в "Основах...", сказано в самом конце документа. Повышать правовую грамотность учителей, так же как, впрочем, и всех граждан, решено на гранты. Об иных источниках финансирования не упоминается.

Причем не указано, на какие, государственные или частные, гранты. Если речь идет о частных деньгах, то можно предположить, что они будут приходить и из-за рубежа, поскольку наши толстосумы деньги пока не привыкли вкладывать в образование. Но бизнес тоже меняется со временем, и, вероятно, скоро станет выгодно и престижно вкладывать деньги в образование.

Также выделение грантов предлагается в качестве одной из мер государственной политики по поддержке институтов гражданского общества. В качестве меры материального содействия негосударственных организаций, занимающихся правовым просвещением.

То есть, вероятно, в данном вопросе, так же как и в некоторых других положениях документа, который сегодня публикует "Российская газета", потребуются разъяснения и уточнения, которые, скорее всего, будут прописаны в отдельном документе, и явно не в одном.

Программа также предусматривает совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств (в том числе и внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества). Предлагается наладить обеспечение граждан юридической информацией.

Сегодня исполнение решений судов - наша большая проблема. Подсчитано, что огромное число исков, которые рассматривает по нашей стране Европейский суд по правам человека - это именно жалобы на то, что решения отечественных судов, вступившие в законную силу, никто не торопится выполнять.

"Основы..." затрагивают широкий спектр вопросов - от воспитания и правового образования граждан до мер запретительного характера.

Например, в подпункте 10 пункта 12, где речь идет о факторах, влияющих на формирование правовой культуры, сказано об ограничении распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, поэтизирующих криминальное поведение.

В главе 8, которая касается "мер госполитики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности", есть подпункт 3, который среди прочего предусматривает введение "механизма публичной оценки и рекомендаций" в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, пропагандирующих неуважение к закону и суду.

Сегодня можно смело относить под произведения, которые пропагандируют неуважение к закону массу мыльных сериалов, где стражи порядка ведут себя как отпетые бандиты, а доблесть героев - нарушение всех мыслимых законов.

Поэтому очевидно, что для решения вопросов, что показывать зрителям, потребуется создание экспертных советов и, не исключено, спецкомиссии при министерстве культуры.

Госуправление Образование