В прошлое воскресение на Волге , которая никогда не отличалась особо суровым нравом, в разгар выходного дня затонул двухпалубный теплоход "Булгария", совершавший круиз по маршруту Казань - Болгары - Казань. Судно пошло ко дну за считанные минуты, большая часть пассажиров даже не успела понять, что произошло. Из более чем двухсот человек, находящихся на борту, выжить удалось лишь семидесяти. Нам удалось побеседовать с жительницей Казани Юлией Новиковой, месяц назад ходившей с друзьями в один из последних круизов злополучного теплохода. Она утверждает, что эта трагедия была предсказуема и легко предотвратима.
- В июне мне исполнилось 20 лет - рассказывает Юля - Специально накопила за год деньги, так как хотелось по-особенному отметить праздник. Купила для себя, своего молодого человека и двоих самых близких друзей путевки в круиз по маршруту "Казань - Чебоксары - Казань". Везла нас по воде та самая, теперь уже всемирно известная "Булгария". Честно говоря, по возвращению из путешествия, думала, что хуже поездки быть не может. Только, включив телевизор пару дней назад, перекрестилась и поняла - даже тогда нас просто уберег Бог.
- Что же было страшного в том путешествии?
- "Страшное" началось сразу же, когда мы приехали на причал и увидели теплоход. Кто когда-нибудь был в деревнях, знает, что там на реках часто стоят полуржавые старые железные лодки. Увеличенной копией такой лодки была "Булгария". Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и другие теплоходы на причале мало чем отличаются. Понятно, что корабли старые, но убивало то, что владельцы не удосужились даже их нормально покрасить! Ржавчина пробивалась местами сквозь облупившуюся краску ближе к днищу парохода, там , где это не особо бросалось в глаза. Но даже внешний вид пугал не так, как абсолютно явный крен парохода. То, о чем после катастрофы говорят специалисты, действительно имело место быть уже даже месяц назад. И, честно говоря, мне кажется, что "кренить" пароход стало уже очень давно. Сперва я подумала, что мне показалось, но, едва он отплыл, подозрения подтвердились. Пароход клонило вправо, находится на правой его стороне было не очень удобно, слишком близко была вода - настолько близко, что моментально обдавало брызгами.
- Страшно было идти в плавание после первого "знакомства" с "Булгарией"?
- Нет, страшно не было. Во-первых, настроение было такое, что казалось - его ничего не испортит. Во-вторых….Понимаете, шутки шутками, но никому и в голову не могло прийти, что он действительно может затонуть. А тем более - затонуть с жертвами! Это же Волга! Берег находится все время в зоне видимости. На борту есть шлюпки и спасательные жилеты. Даже мысль о том, что он вдруг соберется пойти ко дну, которая, из-за его внешнего вида промелькнула, наверное, у каждого, не пугала. Казалось, всегда можно будет доплыть до виднеющегося вдалеке берега.
- Как дальше протекал круиз?
- Мы поднялись на борт. Внутри теплоход выглядел существенно лучше, чем снаружи. На внутренний ремонт явно потратили больше денег, чем на внешний. Сэкономили только на канализации, которая не работала вообще. Наша каюта находилась в трюме. Во-первых, туда были самые дешевые билеты. Во-вторых, там было тише всего. Сюда не долетала играющая на верхней палубе музыка и крики детей. И билеты сюда брали преимущественно либо студенты, как мы, либо пенсионеры. Я слышала, что в трюме погибло больше всего народу. Ничего удивительного в этом нет. Там был очень узкий коридор, и, если его затопило водой, то шансы выбраться оттуда были практически нулевые. Окошки в трюме не открывались и были заварены, а запасной выход находился недалеко от лестницы, в том самом коридоре, который при крушении залило водой. Дальше круиз протекал "весело". "Веселье" заключалось в том, что "Булгария" начала периодически глохнуть. Первый раз она заглохла прямо посреди реки через час после отплытия. Всего за время нашего путешествия до Чебоксар она заглохла 3 раза. У нее было четко определенное время, в которое она должна была вернуться в Казань. Так как из-за ее глохнувшего мотора у нас образовывались непредвиденные остановки, сокращалось время на экскурсии. В итоге две из них вообще отменили. Когда мы решили написать жалобу и взяли жалобную книгу, то прочитали, что такие ситуации на этом теплоходе были в порядке вещей. Дорога обратно, как ни странно, была нормальной. Мы, как и люди в день трагедии, тоже попали в дождь, но он был небольшой, и пароход вполне достойно справился с этим испытанием. Правда, тот самый его "больной" правый бок существенно залило водой, и это от относительно небольшого дождя! В четвертый раз "Булгария" заглохла, уже причаливая в Казани.
- У других пассажиров были жалобы на круиз?
- Жалобы были практически у всех. И дело не только в техническом состоянии, но и в отвратительном сервисе. Когда мы брали путевки, нам обещали трехразовое питание. Питание, конечно, было, но наесться этими маленькими порциями было фактически нереально. Я занимаюсь профессионально танцами и по жизни мало ем. Но даже мне четверть тарелки супа на обед показалась издевательством. Чего уж о мужчинах говорить? Еду приходилось докупать за свои деньги. Анимационная программа на корабле была только для детей. Взрослым приходилось самим занимать себя, кто как мог. Хотя теперь чего об этом говорить. Я считала, что эта поездка была худшей в моей жизни. Теперь я благодарю Бога, что мы все сошли с этого парохода живыми. Очень жаль всех, кто пострадал и потерял близких. Жаль, потому что этой трагедии можно было бы избежать. Если действительно будет установлено, что теплоход затонул из-за того, что дождь залил правый бок, пароход наклонило и накрыло волной. Он ходил с этим креном не одну неделю. Судя по всему, в лучшем случае несколько месяцев. И в жалобной книге многие писали об этом. Правда, из-за того, что люди не понимали всей опасности такого "недостатка", они жаловались лишь на то, что из-за этого проблематично находиться на правой стороне судна - обдает водой с ног до головы. Мне кажется, что для того, чтобы предотвратить эту трагедию, достаточно было просто отправить пароход на капитальный ремонт. Дело ведь не в его возрасте. Дело в его состоянии.
- Как ты думаешь, кто виноват в этой трагедии?
- Виновных пускай определяет суд. Я могу сказать одно. С первых минут нахождения на этом судне было очевидно, что оно и это круиз - лишь способ зарабатывания денег. И, как я предполагаю, весьма немаленьких денег. На самих туристов и их состояние тут всем было глубоко наплевать. В итоге наплевательское отношение привело к вполне закономерному итогу.