19.07.2011 00:04
Культура

На Одесском кинофестивале покажут новые фильмы Ларса фон Триера и Тома Тыквера

Никита Михалков и Джон Малкович снова встретились на открытии кинофестиваля
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №155 (5531)
Читать на сайте RG.RU

...Александр Гордон распевался в самолете, а затем солировал на сцене старейшего оперного театра, Джону Малковичу при большом стечении народа передали сценарий фильма "Сахаров", Ежи Штур вспоминал, как четверть века назад  был чикагским гангстером, генеральный секретарь ФИПРЕССИ Клаус Эдер громко признался в любви к пиратским дискам, Ада Роговцева поделилась счастьем - ее третьему внуку исполнился месяц...

Все это означает, что в Одессе открылся второй международный кинофестиваль (ОМКФ).

Генеральный партнер фестиваля, компания-авиаперевозчик "Аэросвит", к счастью, задержала самолет из Москвы не на пять часов, как с ней уже бывало, а всего на два. Но кинематографисты, летящие из Москвы в Одессу, все равно находились в хорошем настроении. Никита Михалков улыбался в усы, Сергей Соловьев входил в роль доброго волшебника (по просьбе одесситов вез к ним "Анну Каренину"), директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов отдыхал от имиджа неприступного чиновника, Гарри Гордон - поэт, писатель, художник и автор сценариев художественных фильмов своего сына Александра - предвкушал, как будет гостить в свежеотремонтированной гостинице "Красная" (ей вернули историческое название "Бристоль"), с которой у него связано множество воспоминаний. Александр же Гордон (будущий ведущий открытия фестиваля и режиссер фильма-закрытия "Огни притона") хорошо поставленным голосом пел одесские песни, каждый раз сообщая, что нынешняя - последняя из тех, что  он знает...

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Однако, что бы не рисовала в своих мечтах российская "киносборная", одесская действительность оказалась лучше, а главное - смешнее. Хотя кинофестиваль, который проходит второй год, задуман как мероприятие серьезное - почти 100 фильмов из 40 стран, 3 мировые, 10 международных и более 40 национальных премьер. Более того, президент фестиваля Виктория Тигипко не уставала повторять, что фестиваль за год вырос вдвое: появились кинорынок - первый в Украине, сценарная мастерская (более 400 заявок), открылась программа "Украинская лаборатория", начались бизнес-питчинги, образовалось жюри украинской кинокритики, и так далее.

Улыбка первая - на открытие ОМКФ приехал Джон Малкович. Уже с весны этого года в киносообществе заговорили о том, что сразу на двух фестивалях - в Москве, и в Одессе - артист должен получить приз "За вклад...", что странно. В Москве он его действительно получил, а когда в Одессе, на церемонии открытия, заговорив о высокой награде, на сцену вызвали господина Малковича, зал напрягся. Но оказалось, что Малкович - "вручант", а приз "За вклад в культурное развитие Одессы" получает президент Московского кинофестиваля Никита Михалков. Вот такие "трансформеры". Других, в отличие от ММКФ, не было, а фильмом-открытия выступил привезенный с Каннского фестиваля фильм "Артист", исполнитель главной роли в котором Жан Дюжарден был отмечен во Франции призом "За лучшую мужскую роль".

Обозреватель "РГ" спросила у Никиты Михалкова какие эмоции он испытал по этому поводу:

- Не надо путать острое с белым, - ответил он. Мы говорим о киноидустрии. Московский фестиваль требует поддержки? Да! Американцы впервые в истории своей кинематографии сделали мировую премьеру своей картины (я сейчас не обсуждаю эту компьютерную игру), которая должна собрать около миллиарда долларов, на открытии ММКФ. Серьезный бизнес! И на эту премьеру они привозят 90 (!) камер. И весь мир так или иначе получает информацию о фильме, и о нашем кинофестивале. Для места кинофестиваля в мировом киносообществе это очень важно. Фестиваль в Одессе может себе позволить показать фильм "Артист", но если он войдет в класс "А", тогда - не сможет! Потому что придется считаться с теми, кто диктует на кинорынке, а сегодня это - американцы. Хорошо это или плохо? С точки зрения вкуса - плохо. Но считаться все равно приходится. У моего товарища Юры Николаева есть чудная поговорка: когда он участвует в корпоративе, то говорит: "Сорок минут позора и обеспеченная старость". Так вот "сорок минут позора", но огромный фестиваль с 400 фильмов и массой зрителей существует. Вы можете пожаловаться на открытие, но не можете  - на программы Московского кинофестиваля.

Джону Малковичу на пресс-конференции открытия сделали особенный презент из России - директор российской программы Мария Безрук передала сценарий фильма "Сахаров" от режиссера Юрия Кары. При этом спросила, какой персонаж наиболее близок господину Малковичу - академик Сахаров или Никита Хрущев? На что Малкович дипломатично ответил:

- Думаю что на Хрущева многие придут посмотреть, а Сахаров был человек большого ума, храбрости и чувства собственного достоинства. Но их истории жизни переплетены - один не мог бы существовать без другого.

В сценарии есть и третья роль, которую мог бы исполнить Малкович - академика Лихачева, но про нее у артиста не спросили.

Еще одна улыбка. Перед церемонией открытия ОМКФ всех страшно запугали дресс-кодом. Кроме того, что в приглашении оговаривалась форма одежды, на сайте киносмотра задолго до его начала, висела статья, где говорилось о том, что "Украина - страна, не привыкшая к дресс-коду - так сложилось исторически. Однако организаторы ОМКФ приняли решение поспособствовать развитию светской культуры и призывают гостей фестиваля отнестись к дресс-коду BlackTie со всей ответственностью - нарушители будут наказаны!". Кроме того, игнорировавших светские условности обещали пристроить на "Доску позора красной дорожки ОМКФ".

Гости фестиваля действительно попытались взять себя в руки: многие мужчины пришли в бабочках, несколько человек - в смокингах. Ведущий Александр Гордон тоже оделся в смокинг впервые за  27 лет и все жаловался залу, как же ему нелегко - до такой степени, что бабочку начал снимать прямо на сцене, предварительно запев народную украинскую песню. Однако "небожители-тяжеловесы" - Никита Михалков, Михаил Жванецкий, Отар Иоселиани - продемонстрировали фотографам только обычные пиджаки и отсутствие галстуков. Фронтмен комик-труппы "Маски" Георгий Делиев пришел в нарядной желтой майке и джинсах, А на вопрос обозревателя "РГ" о дресс-коде ответил, что во фраке может выйти, например, на пляж...

Однако организаторы церемонии остались довольны - по крайней мере, никто из гостей не додумался пройтись по дорожке в шлепанцах, как было в прошлом году.

Как не улыбнуться, говоря о том, что спонсор Одесского фестиваля - крупнейшая и старейшая в городе коньячная компания, куда первым делом повезли того же Малковича, а на все последующие дни запланировали экскурсиидля остальных гостей. Кроме того, именно эта компания будет вручать приз победителю в конкурсе "Украинская лаборатория" и именно на коньячном заводе (как было объявлено, "среди бочек") жюри основного конкурса станет выбирать лучший из 14 фильмов конкурсной программы.

К счастью, на одесском киносмотре такое жюри, головы которого коньячными парами не затуманишь. Председатель - польский режиссер, актер и писатель Ежи Штур, которого горожане любят за роль попавшего в Одессу чикагского гангстера (фильм "Дежавю"). Стоя на сцене Оперного театра, Штур вспоминал, как в этом же театре более 20 лет назад снимался в сцене с перестрелкой. Кроме Штура в жюри любимая актриса многих Ада Роговцева. Как раз в день открытия фестиваля ее третьему внуку Матвею исполнился месяц, о чем Ада Николаевна, светясь, рассказывала журналистам. Ада Николаевна снялась в новой картине, представленной в украинской программе фестиваля. Фильм "Влюбленные в Киев" - это сборник новелл. В новелле "Собачий вальс" режиссера Тараса Ткаченко Роговцева сыграла роль учительницы музыки, которую выселяют из дома, идущего под снос.

Член жюри режиссер Валерий Тодоровский с удовольствием приехал в город, где прошло его детство, и сказал, что относится к фестивалю как к приключению. Также в числе судей - португальская актриса и певица Мария де Медейруш и  генеральный секретарь Международной федерации кинокритиков (ФИПРЕССИ) немецкий кинокритик Клаус Эдер, который в первый же день работы судьей признался, что так любит смотреть кино, что вовсю пользуется пиратскими копиями, и из Одессы надеется увезти парочку. Также Эдер повалил фестиваль за хорошо подобранную программу:

- Я много езжу по кинофестивалям - Венеция, Канны, Берлин, и должен сказать, что в конкурсной программе в Одессе есть всего один или два фильма, которые я знаю.

Действительно, в Одессе, и не только в конкурсе, представлены картины, которые обязательно нужно смотреть - "Гавр" Аки Каурисмяки, "Ларри Браун" Тома Хэнкса, "Меланхолия" Ларса фон Триера, "Любовь втроем" Тома Тыквера, "Полночь в Париже" Вуди Аллена, "Пина" Вима Вендерса  и другие.

Есть и программа российского кино, которую Никита Михалков представил лично. "Два дня" Авдотьи Смирновой, "Гамлет 21-й век" Юрия Кары, "Пять невест" Карена Оганесяна, "Громозека" Владимира Котта - все они еще не выходили в российский прокат.

Кроме того, в Одессу приехали знатные гости - Отар Иоселиани  и Александр Митта, Вадим Перельман и Сергей Члиянц, Марк Трэвис и Нана Джорджадзе... Многие из них дадут мастер-классы на Одесской киностудии.

Самые ожидаемые события фестиваля - кинопоказы под открытым небом. В первый день Джон Малкович на Ланжероновском спуске представил фильм Стэнли Кубрика, во второй - на Потемкинской лестнице показали отреставрированный немой фильм "Метрополис" Фрица Ланга и в третий (снова на Ланжероновском) была объявлена демонстрация картин Жоржа Мельеса (в этом гду исполняется 150 лет со дня его рождения) - его родственники Мари-Эллен Мельес-Лерисси и Лоуренс Лерисси также приехали на кинофестиваль в Одессу.

Кино и ТВ