18.07.2011 00:09
Культура

Чеховский фестиваль представил две программы Compania Nacional de Danza de Espana

Одноактные балеты Начо Дуато показали в последний раз
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (5530)
Читать на сайте RG.RU

Чеховский фестиваль, не оставляющий своим вниманием коллективы, полюбившиеся Москве, после прошлогоднего успеха вновь привез Compania Nacional de Danza de Espana. Для гастролей подготовлено две программы, и большинство составляющих их спектаклей показывают в последний раз.

Когда в прошлом году Compania Nacional de Danza de Espana впервые в своей истории приехала в Москву, это был один из самых знаменитых танцевальных коллективов Европы. Далеко не все знали его официальное название, потому что брендом труппы был Начо Дуато - ее художественный руководитель на протяжении двадцати лет. Compania Nacional de Danza de España была заточена под его одноактные спектакли, требующие силы, выносливости, энергии и реактивности. Тем не менее один из самых плодотворных хореографов экстра-класса, для которого нормой являются три мировые премьеры и еще пять-шесть возобновлений в год, обеспечивал своему коллективу сотрудничество с Матсом Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином и другими культовыми постановщиками. Но в прошлом году, как раз во время московских гастролей, было объявлено, что испанские власти решили предпринять очередную попытку по укоренению на подведомственной территории пуантов и пачек. А плацдармом для воплощения этой идеи выбрали ведущую танцевальную компанию страны - труппу Дуато, не смутившись тем, что она насчитывает всего тридцать танцовщиков.

Благодаря этому Россия впервые заполучила на постоянную работу живую хореографическую суперзвезду: Дуато досрочно прекратил свой испанский контракт и стал главным балетмейстером петербургского Михайловского театра. А его бывшие артисты, как золушки, танцуют, зная о том, что в июле истекает срок, на который хореограф разрешил труппе исполнение своих балетов.

Москва оказалась практически последним городом, который видит знаменитые постановки Начо Дуато в аутентичном исполнении - они составляют основу репертуара Compania Nacional de Danza de Espana на Чеховском фестивале. В первую программу вошли "Arcangelo" и "Gnawa" - спектакли-контрасты, но в которых без подписи узнается почерк хореографа.

Открывающий вечер "Arcangelo" - это погружение в мечты об эпохе барокко под музыку Корелли (его именем и назван балет) и Скарлатти, где следующие друг за другом переливчатые дуэты исследуют нюансы любовных отношений, пока одна из пар не возносится в золотистом струящемся свете над темной пустотой. Гораздо изобретательнее по композиции, рисунку и ритму оказался совсем коротенький - двадцатиминутный - балет "Gnawa", который вполне может претендовать на место в числе лучших постановок Начо Дуато. Гнава - так называли потомков выходцев из Сахары, и всем своим обликом спектакль воплощает культуру средиземноморской Африки с ее гремучей африканской, берберской, арабской смесью. Хореограф не использует никаких этнографических приемов или элементов национальных танцев, но передает ритм этой крови, звучащий в музыке. И если "Arcangelo" легко представить в исполнении артистов классической школы того же Михайловского театра, то станцевать "Gnawa" так, как Compania Nacional de Danza de Espana, вряд ли кому удастся: эта невероятная прихотливость рисунка порождена их телами, отзывающимися на любой изгиб ритма.

Этой внутренней раскрепощенности не хватило исполнению третьего балета программы - "Flockwork", которая представила Москве новую звезду европейской хореографии Александра Экмана. Стиль этого 27-летнего шведа, сочетающий возможности современной техники и проблемы, обсуждаемые в социальных сетях, оказался настоящим золотым ключиком, открывающим заветные двери - после постановок в Шведском королевском балете и "Кульберг-балете" Нидерландский театр танца объявил его своим постоянным хореографом. Но "Flockwork", и созданный для гаагской компании, оказался не лучшим предложением для испанских артистов, умеющих потрясающе двигаться, но общающихся с залом посредством танца, а не слова и жеста, и совершенно не испытывающих интереса к проповедованию со сцены. Но это лишь небольшая часть навыков, которые придется в ближайшее время освоить танцовщикам Compania Nacional de Danza de Espana.

Театр