18.07.2011 00:39
В мире

ФБР начало собственное расследование деятельности журналистов из империи Мердока

Скандал с прослушкой может радикально изменить медийное сообщество
Текст:  Ольга Дмитриева
Российская газета - Столичный выпуск: №154 (5530)
Читать на сайте RG.RU

Столь мощного скандала еще не случалось в истории британской Флит-стрит. Обнаружение репортерского уха в личных телефонах тысяч британских граждан, появление на свет божий позорных фактов о подкупе газетчиками полицейских чинов и покупке газетами у полицейских охранников королевы ее персональных данных вызвало на Альбионе ярость.

Закрытие оскандалившегося воскресного таблоида News of the World, входящего в медийную корпорацию 80-летнего австралийского медиа-магната Руперта Мердока, эту ярость не остудило. Напротив, скандал стал набирать обороты, когда американское ФБР взялась за расследование подозрений о том, что точно так же как в Британии прослушивали телефоны жертв теракта 7 июля 2005 года, в США газетчики Мердока прослушивали жертв теракта 11 сентября 2001 года. В Соединенных Штатах группа акционеров, возмущенных практикой мердоковской News Corporation, заявила, что подаст на эту корпорацию в суд.

Свидетельств тому, что американских граждан прослушивали, пока нет, следствие только начато. Но у нью-йорской квартиры Руперта Мердока уже стоят пикетчики, точно так же как стоят они у лондонской квартиры медийного "императора" с гигантской куклой Мердока, наряженной в полосатую тюремную робу. Таким образом главу империи жмут уже с двух сторон Атлантики. Бывший премьер-министр Британии Гордон Браун разразился на минувшей неделе в парламенте 32-минутной гневной речью, обозвав News International, британскую ветвь мердоковской корпорации, "криминальной медийной связкой соподельников, нарушавшей закон в промышленном масштабе". Газетчики газеты "Сан", также входящей в корпорацию Мердока, забрались в свое время в медицинские карты тяжелобольного сына Брауна, страдающего кистозным фиброзом.

Это был весьма редкий случай парламентского единства, когда традиционно противоборствующие в Вестминстере партии и фракции практически единогласно осудили методы, которые практиковались изданиями Мердока. Осознав, что почва под ногами ускользает, Руперт Мердок отказался от намерений своей News Corporation бороться за приобретение стопроцентного пакета акций британского сателлитного канала BSkyB. Отзыв Мердоком своего участия в борьбе за этот канал наносит огромный удар по амбициозным планам расширения его империи, ибо ожидается, что доход BSkyB за нынешний год будет колоссальным, порядка 1 миллиарда фунтов стерлингов.

Объявленное недавно независимое общественное расследование "дела о прослушке" во многом поможет определить подлинный размах противозаконных деяний в изданиях, принадлежащих корпорации Мердока. Расследование поручено вести одному из самых авторитетных судей Англии, лорду-судье Ливисону. Его полномочия, по сути, безграничны. Он сможет опрашивать политиков любого ранга, высшие чины полиции и руководство мердоковской корпорации. Но пока расследование еще не начато, разбор полета ведет парламент. Во вторник "на ковер" парламентской комиссии по культуре, спорту и массовой информации объясняться по скандалу явится сам Мердок.

Вместе с боссом на ковер была вызвана и его "козырная дама" - Ребека Брукс, занимавшая пост исполнительного директора News International. Но в воскресенье стало известно, что самая могущественная леди в истории британской журналистики арестована в Лондоне по подозрению в причастности к подкупам и прослушиванию. Двумя днями ранее Брукс ушла в отставку. Мердок отказывался "сдать" свою "пятую дочь", как дразнили Ребеку, до последнего. Однако именно на Брукс стояло клеймо вины за взлом ее репортерами телефона убитой в 2002 году школьницы Милли Даулер, ибо в это время Брукс была главным редактором таблоида News of the World. Сама Брукс объяснила свое решение об уходе нежеланием, чтобы ее имя стало самым ненавистным в Британии. Ушел в отставку и второй вернейший Мердоку человек, проработавший у него 52 года и занимавший в последнее время пост руководителя издательского дома и службы финансовой информации Dow Jones Лес Хинтон.

В субботу семь ведущих британских газет напечатали на правах рекламы извинения "за серьезные проступки", которые принес с покаянно склоненной головой и рукой, прижатой к сердцу, глава оскандалившейся корпорации Руперт Мердок. Вчера еще непоколебимо уверенный в себе и отрицавший "серьезность проступков", допущенных его изданиями, сегодня легендарный медиамагнат выглядит уставшим и подавленным. Он попросил о личной встрече с родителями Милли Даулер и принес извинения за взлом ее телефона сотрудниками его газеты. В ближайшие дни Мердок пообещал предпринять конкретные шаги для урегулирования возникших вопросов и возмещения нанесенного ущерба.

Но дело, спровоцированное спешно похороненным воскресным таблоидом News of the World, этим не успокоится. Скандал запеленговал наличие в Британии аномального "бермудского треугольника", в котором стал бесследно исчезать этический кодекс свободной, но предполагавшейся быть подотчетной обществу прессы. Сторонами этого треугольника являются политики, пресса и полиция. И, как стало нынче очевидно, между всеми тремя потихоньку сложились слишком тесные, слишком непрозрачные и слишком уютные отношения. Может, и не обязательно коррумпированные, но эдакие свояческие. А от кумовства до коррупции не так уж и далеко, когда речь идет об обслуживании чьего-то корыстного интереса. Поэтому на британские СМИ будет нынче смотреть еще одна независимая комиссия, которая скрупулезно исследует те этические нормы и правила, по которым играет сегодня медийное сообщество. Уютный клуб трех сторон скорее всего будет прикрыт. Уже сегодня объявлено о том, что отныне никаких широко практиковавшихся доселе встреч политиков с редакторами изданий больше не будет. Отныне все подобные посиделки будут фиксироваться и записываться.

Идет ли речь о большей прозрачности и подотчетности всей медийной империи в целом? Или же о закручивании гаек и жестком контроле? Британские журналисты сильно опасаются второго варианта. Ведь благими намерениями частенько выстилается дорога в ад.

Великобритания