19.07.2011 00:29
Происшествия

Минтранс: Операция по поднятию "Булгарии" может занять несколько дней

Когда поднимут многострадальную "Булгарию", пока неясно
Текст:  Светлана Брайловская Ольга Кондрева Олег Корякин
Российская газета - Федеральный выпуск: №155 (5531)
Читать на сайте RG.RU

По оптимистическому сценарию, "Булгария" могла показаться на поверхности воды уже вчера, заявил заместитель министра транспорта РФ, руководитель операции по подъему судна Виктор Олерский. Согласно пессимистическому сценарию, процесс продлится еще несколько дней. Главное, чтобы техника и оборудование не преподнесли неприятных сюрпризов.

И все же одна накладка уже случилась: в воскресенье в 21.50 при завершении операции по выкрениванию (постановки судна с правого борта на киль) оборвался троп, рассказал Виктор Олерский. К счастью, "Булгария" при этом осталась в прежнем положении - 12-15 градусов относительно условного дна.

- Ничего страшного в этом не вижу, - прокомментировал инцидент замминистра. - Это технический момент, такое случается часто при подобных операциях. Претензий к поставщику  оборудования нет. Видимо, троп зажало и порезало.

Ночью того же дня, по словам Олерского, решили запустить водолазов, чтобы заглушить иллюминаторы правого борта. Однако из-за того, что судно стояло практически на ровном киле, корабельные окна погрузились в ил. В итоге, герметизировать их будут уже после того, как приподнимут судно.

Еще один инцидент, в буквальном смысле омрачивший процесс подъема судна на киль, это выброс нефтепродуктов. Что и не удивительно, ведь теплоход, что называется, хорошенько встряхнули. Впрочем, спасатели к этому были готовы. Как сообщил Виктор Олерский, специалисты МЧС оперативно собрали топливо, в этом им помог скимер - устройство, собирающее и нейтрализующее мазут и другие опасные вещества.

Не страшны участникам операции и последующие выбросы. Вчера на базу МЧС, расположенную неподалеку от места катастрофы, доставили боновые заграждения. Это надувные плавучие конструкции, предназначенные для локализации мазутных и нефтяных пятен. Их привезли сотрудники астраханского подразделения Центрального аварийного спасательного отряда "Экоспас". Эти устройства можно очень быстро развернуть на месте разлива. Боны изготовлены из особо прочной ткани, устойчивой к воздействию кислот и нефтепродуктов. Сотрудники "Экоспаса" подчеркивают, что эти заграждения не речные, а морские. Ранее они успешно использовались на Каспийском море. Их можно использовать во время штормов - они хорошо буксируются.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Что касается операции по подъему, то, пояснил Олерский, следующим ее этапом стала заводка дополнительных стропов, после чего под корпус уже можно протаскивать металлические полотенца. Без них при подъеме теплоход может просто развалиться.

О том, сколько продлится этот процесс - как и операция в целом - замминистра говорит с осторожностью.

- Операции под водой по своей сложности схожи с космическими операциями, - подчеркнул он. - Сначала мы опережали график работ, потом стали немного отставать.

Между тем, процесс подъема судна становится более закрытым для прессы. В зоне работ стояла баржа "Сосновка" - своеобразный плавучий штаб СМИ. Здесь круглосуточно посменно работали десятки российских и зарубежных журналистов. Сюда их время от времени доставляли катера при содействии МЧС России. В воскресенье около шести вечера - как раз во время постановки судна на киль - напротив баржи неожиданно встал омик "Прибой", который заслонил все происходящее. Самих репортеров попросили не подниматься на верхние палубы баржи, откуда можно было бы увидеть и заснять операцию. Уже поздно ночью плавучий штаб и вовсе было решено расформировать. Теперь все журналисты располагаются на суше и не имеют доступа к месту крушения.

Тем временем, продолжается выплата материальной помощи семьям пострадавших. По информации пресс-службы Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, на 12 часов 18 июля из республиканского бюджета родственникам выплачена компенсация за 177 погибших. Завершается формирование федерального реестра, необходимого для предусмотренных правительством России выплат пострадавшим и родственникам погибших.

- Мы стараемся оказать максимальное содействие, и выплата материальной помощи - это лишь один момент, - говорит премьер-министр РТ Ильдар Халиков. - Эти люди нуждаются и в психологической помощи, проводится работа по восстановлению утраченных паспортов, водительских удостоверений и других документов.

По официальным данным, из 227 документов, утерянных пассажирами "Булгарии" в результате кораблекрушения, 195 восстановлены.

Продолжается и следственная работа. Главным следственным управлением Следственного комитета РФ продолжается расследование уголовного дела о крушении теплохода "Булгария". В частности, проводится работа по сбору и закреплению доказательств вины генерального директора "Аргоречтура" Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Оба взяты под стражу на один месяц и 29 дней.

Сегодня коллегия из трех судей в Верховном суде Татарстана будет рассматривать кассационную жалобу адвоката Константина Габелева о мере пресечения в отношении директора компании ООО "Аргоречтур" Светланы Инякиной. Как рассказала корреспонденту "РГ" старший помощник председателя Верховного суда РТ Наталья Лосева, жалоба к ним поступила в пятницу. Адвокат собирается просить судей изменить меру пресечения на другую, не связанную с содержанием под стражей. Это может быть залог или домашний арест.

Жалобу защитника Ивашова, которая поступила только вчера, будут рассматривать в Вахитовском районном суде Казани. Кроме того, следствие поручило транспортной полиции  задержать и доставить в Казань капитана судна "Арбат" Юрия Тучина и капитана судна "Дунайский 66" Александра Егорова, не оказавших помощи терпящей бедствие "Булгарии".

Тем временем, защитники просят освободить из-под ареста гендиректора компании-арендатора "Булгарии" и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра.

Напомним, что с момента кораблекрушения спасатели извлекли из воды 114 тел погибших. Поиски 15 человек, в том числе шести мужчин, четырех женщин и пятерых детей, продолжаются. В результате трагедии на Волге спаслись лишь 79 человек. В больницах Татарстана остаются семь пострадавших. Как сообщают в Минздраве РТ, состояние всех удовлетворительное, без ухудшений. Под патронаж медицинских и социальных работников взято 95 пострадавших и родственников погибших в катастрофе на Волге (в том числе восемь детей), проживающих в Казани, Елабуге, Чистополе, а также в сельских районах республики.

Аварии и катастрофы Татарстан Волга-Кама