18.07.2011 00:39
В мире

Экхард Кордес: Российской экономике необходимы развитые средние и малые предприятия

Немецкие бизнесмены требуют смягчения визового режима с Россией
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (5530)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Ганновере начнутся российско-германские консультации на высшем уровне. Накануне председатель Восточного комитета немецкой промышленности Экхард Кордес ответил на вопросы "РГ" .

Российская газета: Господин Кордес, какова, на ваш взгляд, перспектива смягчения визового режима? И какую позицию занимают немецкие промышленники?

Экхард Кордес: Наш комитет провел опросы среди 200 немецких предприятий. Должен с сожалением признать, что пока улучшения в этом вопросе нет. В первом квартале выдача виз в России для немецких предпринимателей сократилась на 20 процентов.

Во время опроса пятая часть предпринимателей сказали, что из-за бюрократических издержек они терпят реальные экономические потери. Общая сумма убытков составляет сотни миллионов евро в год. Многие потеряли важные заказы, бизнес пострадал. Более половины всех предпринимателей подчеркивает, что если бы не было проблем с визами, они бы больше инвестировали в России.

РГ: Однако и Германия ставит препятствия российским бизнесменам при выдаче виз. Вы что-то делаете, чтобы улучшить ситуацию?

Кордес: Мы усилили нашу лоббистскую работу для введения безвизового режима. Я сам в разговорах с канцлером Ангелой Меркель и с министром иностранных дел Гидо Вестервелле все время поднимаю эту тему.

Восточный комитет содействовал основанию межпартийной рабочей группы в Бундестаге, которая занимается мерами по упрощению визового режима.

Во время недавней встречи с первым вице-премьером Игорем Шуваловым в Москве мы говорили о том, что чемпионат мира по футболу в 2018 году мог бы быть хорошим поводом для введения безвизового режима. Господин Шувалов сказал, что это очень долго, надо бы сделать это намного раньше. Для нас это мнение очень важно, так как мы видим, что и российская сторона придает этой теме большое значение. В будущем году пройдет чемпионат Европы по футболу, как вы знаете, в Польше и на Украине. Мы предлагаем сделать 2012-й тестовым годом с безвизовым режимом на Украине. Польша будет председательствовать в Европейском совете до конца этого года. Посмотрим, может, этот вопрос будет обсуждаться на европейском уровне.

РГ: Когда вы ожидаете вступление России в ВТО?

Кордес: У нас четкая позиция по этому поводу: Россия обязательно должна вступить в ВТО. Переговоры длятся уже 18 лет. Если вы бы меня полгода назад спросили, когда это, наконец, произойдет, я бы сказал: "Если все будет хорошо, в конце 2011 года". Но вы меня сегодня спрашиваете. И я отвечаю: вступления может не быть ни в 2011 году, ни, по всей видимости, в 2012-м.

РГ: Почему?

Кордес: Возникли новые препятствия. Это предписания по локализации продукции. По автопрому они уже давно существуют. Без высоких пошлин страна не может ввозить автомобили, если не производит в России определенный объем деталей. Сейчас у вас вводятся такие же предписания для фармацевтической промышленности, для сельскохозяйственного машиностроения. Брюссель стремится к тому, чтобы введенные предписания были отменены в течение двух лет. Российская сторона настаивает на 8-10 годах. Пока эта проблема остается нерешенной. Необходимо искать компромиссы.

РГ: Как вы оцениваете энергетический переворот в Германии? Недавно отказ от эксплуатации всех АЭС в стране, который инициировало правительство, получило "добро" в Бундестаге.

Кордес: В Германии 17 АЭС производили 22-23 процента электроэнергии. В Баварии, где я живу, от АЭС поступало 60 процентов электроэнергии. То же самое можно сказать об экономически сильной федеральной земле Баден-Вюртемберг. На севере процент использования атомной энергии очень низок. Это для понимания ситуации.

Три недели назад к сетям у нас были присоединены только четыре АЭС. Семь станций вообще закрылись, остальные стояли на гарантийном ремонте. Кто-то говорит: смотрите, мы можем отключить все АЭС - и ничего не произойдет. Однако это не так. Что происходит? Мы импортируем большое количество энергии из Франции и энергию ТЭС, работающих на буром угле, из Чехии. И если говорить о парниковых газах: чешская ТЭС выбрасывает их в три раза больше, чем газовая электростанция! Вот что происходит в данный момент.

Сложнее будет зимой. Франция не сможет эмспортировать энергию, она зимой ее импортирует. Это связано с тем, что в южной Франции вообще нет центрального отопления. У всех жителей там электроотопительные приборы, поэтому вся энергия уходит на отопление. Откуда тогда у нас энергия должна появиться? Я не знаю. Представим себе ноябрь. Серый день, нет ветра, солнце не светит, а промышленность производит продукцию. Вот именно в такой день может возникнуть критическая ситуация.

РГ: Ваши энергетические концерны не проявляют особого стремления строить газовые электростанции с малым выбросом парниковых газов. Ведь цены на топливо, по их мнению, не позволят сделать такие станции рентабельными. Где же выход?

Кордес: Теперь-то нам как раз нужны такие газовые электростанции. И немецкие энергоконцерны должны что-то делать для этого. Однако они говорят: мы еще подумаем. И недавно представили правительству ФРГ финансовые требования о возмещении ущерба из-за возникших в результате отключения АЭС издержек и потерь прибыли. Вот такая ситуация. Что там выйдет - я не знаю. Надо подумать об альтернативе. Сегодня, наряду с возобновляемыми источниками энергии, газ - самое лучшее.

РГ: Но ваше правительство сопротивляется против допуска на рынок российских предприятий, например "Газпрома". Возможны ли подвижки в этом вопросе?

Кордес: Могу только сказать, что энергоснабжение для нашей страны экстремально важно. Недавно я говорил с одним крупным производителем, как раз разбирали ситуацию "серого ноябрьского дня". И он мне сказал, что, если в бумажной промышленности при высокоавтоматизированных процессах произойдет отключение энергоснабжения на одну миллисекунду, фабрика остановится на двенадцать часов. Вы можете себе представить, что это значит? Это даже не знаменитый блэкаут, когда мы застреваем в лифте на пару часов. Это приведет к колоссальным потерям! В алюминиевой промышленности то же самое. Поэтому в Германии будет предприниматься все возможное, чтобы такого не случилось.

РГ: Так будут российские энергоконцерны допущены к германскому рынку?

Кордес: Скажу одно: немецкие энергетики полностью поддерживают либерализацию рынка электроэнергии. А это значит: все равно, какому предприятию принадлежит электростанция - немецкому, финскому или немецко-французскому.

РГ: Как вы думаете, что наиболее важно для успешного развития российской экономики?

Кордес: Вам нужны развитые средние и малые предприятия. В России есть движение в сторону приватизации. Однако недостаточно приватизировать большие предприятия. Германия в этом смысле представляет собой образцовую модель. Немецкие малые и средние предприятия занимают ведущие позиции на мировом рынке, но при этом они еще поддерживают и большие концерны.

РГ: Господин Кордес, как вы считаете, Германия уже преодолела кризис?

Кордес: Наша экономика уже второй год развивается позитивно. Это поддерживается очень сильным экспортом, особенно радует развитие товарообмена с Восточной Европой. В этом году мы ожидаем подъема экспорта на 15-20 процентов. В Германии вообще создается впечатление, что кризис в Восточной Европе прошел. Но, конечно, еще есть некоторые страны, которые испытывают трудности.

Германия