Совет Федерации принял Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Согласно документу с 1 января 2013 года запрещается продажа любой алкогольной продукции крепостью более 0,5%, включая пиво, в объектах нестационарной торговли.
Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, розничной продажи спиртосодержащей продукции, закупки спирта и алкогольной продукции в целях использования их в качестве сырья или в технических целях. Перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% подлежат лицензированию с 1 июля 2012 года.
Вводится запрет на перемещение спирта без обязательного уведомления и введение лицензирования транспортировки спирта, что позволит отследить передвижение спирта по стране. Также предусмотрен ряд технических требований к безопасности при производстве алкогольной продукции, унификация форм декларации о розничной продаже алкоголя.
Согласно закону производство и оборот алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более.
Закон вводит обязательную маркировку слабоалкогольной продукции с содержанием спирта свыше 7%, запрещает оборот указанной продукции, разлитой в тару более 330 мл. Установлено, что продавать алкоголь в розницу можно будет по ценам не ниже установленных уполномоченным органом власти.
- Законопроект в целом большой и красивый, - говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. - Осталось добиться главного, чтобы заложенные туда новации работали. А у нас обычно все силы законодателей уходят на продвижение документа - на исполнение сил не остается. Что касается спирта, то тут заработают два процесса - предоплата акциза покупателем спирта и лицензирование перевозок. Теоретически обе меры правильные, направленные на борьбу с нелегальным оборотом. Гораздо более важным по воздействиям на производителей и рынок будет не законопроект, а акцизная реформа. Число производителей легальной продукции должно сокращаться. В то же время перевод с 1 июля на предоплату акциза до сих пор не отрегулирован (и так было ясно, что деньги вперед никто платить не будет). Даже ФНС не все еще может объяснить в этом процессе.
Ясно только, что мера направлена на укрупнение участников рынка, как и весь законопроект. Кстати, на Украине водочники платят акциз при приобретении спирта вот уже несколько лет. Однако эта мера не привела к снижению потребления нелегального спирта государственными спиртзаводами и не смогла препятствовать росту рынка нелегальной водки и ЛВИ.
Что касается лицензирования перевозок спирта, то, по словам эксперта, на Украине она существует много лет, и тоже почти безрезультатно. Можно признать все меры, предусмотренные законом, хорошими, действенными, эффективными. Но они столкнутся с реалиями жизни, прежде всего с бедностью населения, которая порождает катастрофическую ситуацию, когда объем легальной крепкой продукции в 2010 г. составил около 35% от всех потребленных крепких напитков. А впереди еще резкое повышение ставки акциза на крепкий алкоголь, впереди урезание социальных программ.
Так что все рыночные законы гармонизации спроса и предложения будут препятствовать позитивному эффекту от законопроекта в ближайшие годы. И скорей всего, сразу после принятия закона его станут менять и совершенствовать.